Наши рекомендации
Наши рекомендации
Котова Юлия Викторовна
После расправы с декабристами, Николай I принял меры к укреплению полицейских учреждений для борьбы с вольномыслием. В 1826 году был создан специальный орган, в распоряжении которого находился отдельный корпус жандармов. Возглавил орган политического сыска граф А.Х.Бенкендорф. В 1826 году был обнародован новый цензурный указ, названный современниками «чугунным». Он открывал цензуре возможности для запрещения почти любого произведения, один из его параграфов не дозволял «пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющие двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам». Особое внимание требовалось уделять мелким произведениям, которые могли быстро проникнуть в народ через периодическую печать. В это непростое для печати время в 1825 году появился «Московский телеграф» Н.А. Полевого, считавшимся лучшим журналом 20-х годов XIX века. Он был наиболее интересным и передовым после декабристских изданий.
В.Г. Белинский высоко оценивал журнал, в ряду достоинств называл такие качества, как живость, свежесть, новость, разнообразие, вкус, хороший язык и верность однажды выбранному направлению. Издатель журнала – также личность неординарная. Человек, почти не известный в литературе, без систематического образования, самоучка, купец званием. Но он, по словам А.И. Герцена, «родился быть журналистом».
В данном параграфе описывается деятельность Николая Алексеевича Полевого ,русского писателя, драматурга, литературного и театрального критика, журналиста, историка и переводчика, который стал издавать первый в России журнал «Московский телеграф»
Николай Алексеевич Полевой, поразивший современников разносторонностью своего дарования (романист и драматург, переводчик Шекспира, журналист и критик, историк и публицист, казалось, не существовало области литературы, к которой он не был бы причастен), родился в Иркутске, в семье потомственного курского купца. В 1811 году Полевые возвратились в Курск, где, собственно, и сформировался будущий писатель
Ко времени переезда в Москву (1820 г.) Н.А. Полевой во многом уже был подготовлен к тому, чтобы стать профессиональным литератором: критиком, писателем, переводчиком, издателем.
В 1825 г. Полевой стал издавать первый в России журнал «Московский телеграф», закрытый правительством в 1834 г., увидевшем в нем крамольное издание.
«Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, и был рассчитан как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Скованный цензурными распоряжениями, Полевой не мог ввести отдел политики и непосредственно обсуждать политические темы. Приходилось прибегать к разного рода уловкам, намекам и иносказаниям, чтобы придать научным и литературным материалам политическую остроту.
Заботясь о воспитании всех слоев общества, Полевой адресовал свой журнал преимущественно «среднему» читателю, поэтому они сразу приняли новый журнал: уже в первый год он разошелся тиражом 1500 экземпляров, затем тираж увеличился почти вдвое. Успех «Московского телеграфа» во многом определялся способностями Полевого как издателя и редактора. Показательно, что Полевой ввел в русский язык слово «журналистика».
Современность, злободневность были основным качеством «Московского телеграфа», выгодно отличавшим его от тогдашних журналов. Название подчеркивало установку издателя на скорость передачи различных сведений, новых идей во всех сферах деятельности человека. Самое слово «телеграф» было новым и привилось-то оно в русском языке благодаря журналу, на обложке которого Полевой поместил литографированную картинку с изображением семафорного телеграфа, который действовал в то время в Европе, на фоне романтического пейзажа: озеро, парусные яхты, вдали горы, окутанные облаками, впереди высокая скала, нависшая над озером, и на ней башня с сигнальным устройством.
В «Московском телеграфе» были следующие постоянные отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Критика», «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»), «Известия и смесь». Все новинки того времени были предметом статей журнала вплоть до последних парижских мод.
Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г.
Ведущие сотрудники «Московского телеграфа» и его издатель тяжело пережили поражение восстания на Сенатской площади и казнь пяти руководителей декабризма в июле 1826 г. Это произвело определенный сдвиг в их мировоззрении. Они поняли, что в обстановке жестокой политической реакции внутри страны и все усиливающегося влияния реакционной периодики «Московский телеграф» должен стать передовым органом печати. Поэтому с середины 1826 г. «Московский телеграф» лишается свойственной ему ранее политической безликости. Усиление политического свободомыслия в «Московском телеграфе» насторожило Третье отделение.
Преклонение Полевого перед «большим светом» сменяется в 1828 г. критическим, а с 1829 г. резко враждебным отношением к дворянству. Критика дворянского сословия на страницах «Московского телеграфа» ведется с разных точек зрения, в первую очередь со стороны экономической: многие дворяне, не занятые никакой полезной деятельностью, ничего не создавая, разоряются сами и доводят до разорения своих крестьян; это сокращает платежеспособность населения и мешает развитию народного хозяйства. Для борьбы с дворянами-тунеядцами «Московский телеграф» предлагает довольно решительные средства. «Если владелец не в состоянии прокормить подвластного ему человека, он должен лишиться прав на владение им, потому что уже съел его труд», – читаем в одной заметке в отделе «Смесь» (1829, № 6). Так Полевой выразил свое отрицательное отношение к крепостному праву.
В 1831 году, несмотря на цензурный террор, Н.А. Полевой находит средства выразить свое одобрение революционным событиям на Западе. Для Полевого, как последовательного защитника интересов буржуазии, огромное значение французской революции 1830 г. состояло в том, что она свергла монархию Бурбонов, разрушила остатки феодальных отношений и тем расчистила пути свободной деятельности «среднего состояния», т. е. буржуазии.
С 1832 г. Полевой сокращает свое сотрудничество в критическом и библиографическом отделах журнала, отходит от текущей журнальной работы и почти не занимается делами редакции. Он печатает в «Московском телеграфе» статьи о творчестве Державина, Жуковского, Пушкина, в которых по-прежнему излагает романтические взгляды, работает над своей «Историей русского народа», пишет учебные книги по истории, художественные произведения. Руководство журналом переходит к его брату, Ксенофонту Полевому, хотя официальным издателем остается Николай.
Цензура и Третье отделение очень строго следили за «Московским телеграфом». Гоненья усилились в 1832 г., когда С. С. Уваров был назначен помощником министра просвещения. Ждали удобного повода, чтобы запретить «вольнодумный» журнал.
И повод такой появился. В №3 за 1834 г. Н. Полевой поместил свою рецензию на только что изданную пьесу Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он отрицательно отозвался о литературных достоинствах пьесы, но цензура не нашла в рецензии ничего предосудительного и пропустила номер. Но тут выяснилось, что на премьере спектакля в Александрийском театре в Петербурге присутствовал царь и Кукольнику вручили в награду бриллиантовый перстень.
Отзыв Полевого о пьесе Кукольника послужил только поводом для закрытия неугодного журнала. Царю была представлена большая тетрадь с крамольными выписками из «Московского телеграфа» за многие годы – настоящий политический донос. В докладной записке, составленной Уваровым, Полевой сравнивался с бунтовщиком, который посреди площади при всеобщем стечении народа проповедует революцию. По распоряжению царя, в апреле 1834 г. «Московский телеграф» был запрещен. После закрытия «Московского телеграфа» имя Полевого как издателя некоторое время находилось под запретом.
В конце 1837 г Полевой переезжает в Петербург и становится фактическим (но не официальным) редактором журнала «Сын отечества» и сотрудником «Северной пчелы». В 1841–1842 гг. Полевой редактировал журнал «Русский вестник», в котором выступал против «Героя нашего времени» и стихотворений Лермонтова, против «Мертвых душ» Гоголя. Переход Полевого в лагерь реакционной журналистики Белинский встретил справедливым негодованием
С 1846 г. он начинает редактировать «Литературную газету». Выпустив всего несколько номеров, Полевой умер в феврале 1846 г.
Тесты для самопроверки
1.Впервые понятие «журналистика» было введено
А. Н.А. Полевым
Б. В.Г. Белинским
В.А.И. Герценым
2. Верны ли следующие утверждения о журнале «Московский телеграф»:
А) Современность, злободневность были основным качеством журнала.
Б) Название подчеркивало установку издателя на скорость передачи различных сведений, новых идей во всех сферах деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.Какого отдела не было в журнале»
А. «Словесность»
Б. «Мода»
В. «Кулинария»
Презентация
Фото
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения