Наши рекомендации
Наши рекомендации
Котова Юлия Викторовна
В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельно. Его отличительная черта в этот период – многоликость. С одной стороны в нем всегда находился отклик на экономические и социальные потрясения того периода, а с другой в нем появлялись черты новаторства, которые черпались из новшеств в литературном жанре.
В данном параграфе описывается деятельность наших земляков И.С. Щепкина и Н.Х. Рыбакова, которые внесли огромный вклад в развитие театрального искусства
Крепостные театры в Курской губернии появились и развивались активно ещё с середины 18 века. Каждую зиму, а летом на Коренной ярмарке устраивались целые театральные фестивали. Драматические, оперные, танцевальные жанры осваивались артистами одной труппы, основу которой составляли крепостные крестьяне. На сцене, блистали народные таланты – Машки и Мишки из владений князей Барятинских и Нелидовых , графа Волькенштейна,помещиков Тепловых, Анненковых, Хорвата , Салаговых , Деньсиевых , Волжиных , Чернышевых , Норовых . Вельможи Голицины и Юсуповы также имели театры в своих курских вотчинах в селах Юноковка и Рыбинские Буды. Так постепенно складывались культурные традиции края и огранялись способности русского человека в театральном искусстве. Театр в Курске основан в 1792 г. Первое его здание находилось на улице Верхней Набережной (ныне улица Сонина). Здесь сделал первые шаги на профессиональной сцене Михаил Семенович Щепкин, крепостной курского помещика графа Волькенштейна, ставший основоположником сценического реализма и гордостью русского театра. Михаил Семенович Щепкин родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, в 1788 году 6 ноября в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна (сейчас Яковлевский район Белгородской области).
В 1801 году в Судже юный Щепкин сыграл роль слуги в комедии Сумарокова «Вздорщицы». Для себя Михаил Семенович считал переломным моментом 1810 год, когда в селе Юнакевке, что в 20 километрах от Суджи (теперь относится к Украине) присутствовал на любительском спектакле в доме князя Голицына. Ставили «Приданое с обманом» А.П. Сумарокова. В главной роли — актер-любитель, князь П.В. Мещерский. Игра Мещерского поразила Михаила. «Все, что я приобрел впоследствии, все, что из меня вышло, всем этим я обязан ему, потому что он первый посеял во мне верное понятие об искусстве и показал мне, что это настолько высоко, насколько близко к природе».
От крепостной зависимости Щепкин освободился, когда ему было уже 33 года, при содействии князя Репнина. В Москву Михаил Семенович приехал в 1823 году, имея за спиной почти двадцатилетний стаж провинциального актера, множество отлично сыгранных ролей. В Малом театре выступал (как в свое время в Курске, Харькове, Полтаве, Туле) почти через день, а случалось, и каждый день в новых ролях.
Современники называли его первым истинно комическим актером, но ему были подвластны и трагические, драматические роли. Помимо своей игры, Щепкин читал гоголевские произведения на литературных вечерах, которые устраивались с 1843 года.
В 1863 году по совету врачей он уехал на южный берег Крыма и скончался 11 августа в Ялте. А в 1864 году в Москве изданы «Записки и письма Щепкина».
В ряду театральных грандов, связанных с Курским краем, одним из первых по праву стоит имя Николая Рыбакова – универсального лицедея, способного воплотить на сцене любой образ – от принца Датского до судьи Ляпкина-Тяпкина и попечителя богоугодных заведений Земляники.
Николай Хрисанфович Рыбаков родился 7 (19) мая 1811 года в Курске. Отец его служил управляющим имениями помещиков Вельяминовых.
В десятилетнем возрасте Николая отдали на обучение в губернскую прогимназию, которую он окончил спустя четыре года – в 1825 году. Во время обучения Рыбаков впервые попал в театр – на старинную мелодраму «Пустынник с острова Фромантеро» – и понял, что это про него и для него.
По окончании гимназии он поступил на службу в курскую казенную палату, с явной неохотой влившись в чиновничью среду. Его натуру совершенно не устраивала на много лет расписанная жизнь, состоявшая из переписки бумаг и пресмыкательством перед начальством. Мысли о театре не покидали его. Для того чтобы иметь возможность посещать спектакли, Николай обратился к содержателю курского театра Штейну и заключил с ним соглашение: за бесплатное право смотреть представления он обязался тоже бесплатно участвовать в массовках.
Театральный дебют Николая Рыбакова состоялся 5 февраля 1826 года в водевиле Федорова «Чудные встречи, или Суматоха на маскараде», где он сыграл совсем маленькую роль. Однако отнесся к этому со всей ответственностью, что и предопределило дальнейшую его судьбу: ему стали давать все новые и новые небольшие роли. По-прежнему совершенно бесплатно.
На игру молодого актера обратил внимание приехавший в Харьков на гастроли великий трагик Мочалов. По рекомендации Мочалова Рыбаков получал ответственные роли, а уже после его смерти в 1848 году дебютировал на сцене Императорского театра в Москве, а в 1854 году – в Петербурге, в Александринском театре, в роли Гамлета. Однако найти общий язык с дирекцией Императорских театров ему не удалось.
Он выступал в Казани, Саратове, Орле, Воронеже, Туле, Одессе, Таганроге, Николаеве, Житомире, Кишиневе и других городах и везде пользовался у публики большим успехом.
Рыбаков умер 15 ноября 1876 года в Тамбове.
А первое здание Курского театра не сохранилось. Оно сгорело в 1875 году. Двое суток продолжался пожар. Спасены были только часть библиотеки и некоторые костюмы. Пожар уничтожил все декорации и бутафорские вещи. От здания остались одни стены, и возродился Курский театр уже на новом месте.
С 1 декабря 1886 г. по 1927 г. труппа Курского театра работала в здании, которое находилось на одной из главных улиц города — на ул.Херсонской (теперь ул.Дзержинского), напротив дома губернатора. Театр каменный, двухэтажный. В нем было около 700 мест — партер, амфитеатр, балкон, галерея и ложи. Театр имел фойе. Занавес работы известного декоратора Императорских театров Вальца. Были осуществлены противопожарные меры. Впервые был устроен пожарный занавес. Основой для этого здания послужил манеж, который был перестроен и приспособлен для размещения в нем театра. Часть средств для строительных работ были собраны среди горожан (10 тыс. руб.). В 1888 г. было устроено электрическое освещение от собственной динамо-машины. В 1912 году в честь 25-й годовщины основания этого здания театру было присвоено имя великого русского артиста М.С.Щепкина.
Тест для самопроверки
1.В каком году родился М.С.Щепкин
1)1863 год;2) 1876 год; 3) 1788 год; 4) 1810 год.
2.Где выступал Щепкин с 1823 года
А) В Большом театре
Б) В Малом театре
1) верно только «А»; 3) верно «А» и «Б»;
2) верно только «Б»; 4) оба суждения неверны.
3.В каком году умер Николай Хрисанфович Рыбаков
1)1863 год; 2) 1876 год; 3) 1788 год; 4) 1810 год.
Презентация
Видео
Фото
Ссылка на тематические ресурсы
http://old-kursk.ru/people/shepkin.html
https://kursk.bezformata.com/listnews/kurskij-teatr-ekskurs-v-istoriyu/27603113/
http://old-kursk.ru/book/zemlaki/rybakov.html
https://riakursk.ru/po-sledam-kurskogo-gamleta/
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения