22. Местное самоуправление в пореформенное время


Публикацию разместил: Ехенов АЛ

Юдина Ирина Геннадьевна

Описание

С отменой крепостного права и проведением крестьянской реформы начался период широкомасштабных преобразований в России. Изменение социального положения населения привело к необходимости проведения целого ряда реформ, в том числе в органах городского самоуправления.

Вы узнаете об органах городского самоуправления XIX века, путях их формирования, функциях по Городовым положениям 1870 и 1892 г.г., а так же познакомитесь с текстом Положения 1870 года,  перейдя по ссылкам  познакомитесь с вкладом первого всесословного головы города Курска П.А. Устимовича в развитие города.

Материалы для педагога


С отменой крепостного права и проведением крестьянской реформы начался период широкомасштабных преобразований в России. Изменение социального положения населения привело к необходимости проведения целого ряда реформ, в том числе в органах городского самоуправления. Опыт формирования местных органов управления Курской

губернии во второй половине XIX в. поможет осуществлению реформирования современных структур самоуправления.

В результате данных административных изменений во второй половине XIX в. Курская губерния включала в себя 18 городов и делилась на 15 уездов

с центрами, указанными в теме 1 данного пособия. Города чаще всего классифицировались по численности  населения.

Так, по стандартам второй половины XIX в. города с населением меньше 5 тысяч человек относились к малым, от 5 до 20 тысяч человек – к средним, от 20 до 100 тысяч человек −к большим и свыше 100 тысяч человек – к крупным

В разряд больших городов к 1897 г. временно вошел уездный Белгород.

В крае преобладали средние города −12 из 18. К концу XIX в. в них проживало более половины городского населения губернии, и лишь небольшая часть населения (4,9 %) проживала в малых городах . Губернским городом Курской губернии был город Курск, который, как и уездный Белгород, являлся большим городом.

В соответствии с указом Александра II от 5 августа 1870 г. «О высочайшем утверждении Городового положения 16 июня 1870 г.» утверждалась структура городского управления: городская дума, которая должна рассматривать все вопросы, касающиеся городского хозяйства, и управа – исполнительный орган думы . Следует остановиться  на функциях распорядительного органа городского самоуправления:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) назначение содержания должностным лицам городского общественного управления;

3) установление городских сборов и налогов;

4) сложение недоимок по городским сборам;

5) определение предметов городских расходов;

6) рассмотрение отчетов о деятельности исполнительной власти;

7) утверждение постановлений по делам городского благоустройства;

8) утверждение плана города и др.;

9) принятие  мер по охранению народного здравия;

10) думам дозволено, в случаях чрезвычайных, утверждать особые исполнительные комиссии»

11)в  городских думах рассматривались и прошения частных лиц.

Среди них были и «прошение Рыльского мещанина Сотникова об отводе ему общественного места для жилья , прошение австрийского подданного Ф.Ф. Новик о выдаче ему надлежащего удостоверения на устройство в городе Рыльске пиво-медового завода, прошение жителей города Рыльска о предотвращении обрушения дороги над рекой Дублянкой»

В городскую думу поступали доклады управы с отчетом о своей деятельности или просьбой разрешения какого-либо мероприятия в городском хозяйстве. ( дума рассматривала вопрос «о разрешении Управе заготавливать камень для замощения улиц города Рыльска»).

Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа. По Городовому положению 1870 г. Основными функциями  управы были:

1) ведение дел городского хозяйства и общественного управления;

2) ведение текущих дел по городскому хозяйству;

3) исполнение определений думы;

4) составление проектов городских смет;

5) взимание и расходование городских сборов;

6) предоставление думе отчетов о своей деятельности» .

7) городским управам «предоставлялось право утверждать планы и фасады частных зданий» , «разрешать устройство в городах фабрик, заводов и других промышленных заведений» ,в связи с чем в городскую управу поступали прошения разных лиц о разрешении производить постройки. ( Обоянская городская управа рассматривала «прошение отставного рядового Рыбникова о разрешении построить каменную лавку» , «прошение купца второй гильдии Н.И. Чеботарева о разрешении построить дом на Курской улице» , «прошение мещанина И.А. Захарьина об отводе места для постройки кузни») .

8) выдача  удостоверения личности. (на основе прошения купца А.П. Марталова, управа выдала ему удостоверение «для предоставления Курскому окружному суду в том, что он действительно является обоянским купцом второй гильдии»).

9)  издание обязательных постановлений по общественному благоустройству:  содержать в исправности и чистоте тротуары и улицы, устройство тротуаров с посадкой деревьев.

Для надзора за деятельностью думы и управы создано  Губернское  по городским делам присутствие под председательством губернатора, в обязанность которого входили вопросы рассмотрения приговоров городской думы, сметы доходов и расходов города, жалоб на действия думы и управы.

Состав Присутствия был четко определен законом. В этот орган власти входили: губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, управляющий Казенной палатой, прокурор Окружного суда, председатель Съезда мировых судей, председатель земской управы, городской голова губернского города. Указанные должностные лица, кроме еще не избранных (нового городского головы и председателя Съезда мировых судей), собрались на заседание 21 августа 1870 г. На этом первом заседании было принято постановление: «на основании полученного Высочайшего повеления, считать Курское губернское по городским делам Присутствие открытым с 21 августа 1870 г.» Таким образом, один из органов нового городского управления был создан. Теперь предстояли выборы в новую городскую думу и управу. Существующей городской думе  предстояло:

1) составить избирательные списки согласно новому закону ;

2) распределить внесенных в список лиц на три разряда;

3) представить избирательные списки на утверждение губернатору.

Списки курских избирателей были составлены и «для всеобщего сведения опубликованы в «Губернских ведомостях», «выставлены при зданиях всех присутственных мест и других публичных заведений и площадях» на срок от 25 сентября по 9 октября. В течение этого времени «все обыватели города могли подать свои возражения против неправильности и полноты списков» . Таких возражений не поступило, и 11 октября 1870 г. списки избирателей были поданы на окончательное утверждение губернатору. Выборы были назначены на 12 ноября для лиц первого разряда, 15 ноября – для лиц

второго разряда и 19 ноября – для лиц третьего разряда. Общий список гласных был опубликован в «Курских губернских ведомостях» и по истечении семи дней в виду отсутствия жалоб утвержден губернатором.

Сложнее обстояло дело с выборами городского головы Курска. В первый раз они были проведены 2 декабря 1870 г. На эту должность баллотировался лишь один кандидат – гласный думы, товарищ председателя Одесского окружного суда Прокопий Адрианович Устимович.   Его избрали абсолютным большинством голосов. Но, так как он не был уволен с прежней должности, выборы были признаны недействительными. На повторных выборах ни один из предложенных кандидатов не набрал нужного количества голосов, и Министерство юстиции 18 декабря 1870 г. Дало согласие  на увольнение товарища председателя Одесского окружного суда

П.А. Устимовича, который на третьих по счету выборах городского головы г. Курска был им избран. Интересно, что П.А. Устимович не смог вовремя прибыть в город Курск, и городская управа не была своевременно сформирована, а только 6 марта 1871 года после  временного утверждения на должность  заместителя городского головы  А.Г. Лукашева.

В ее состав вошли городской голова, коллежский асессор П.А. Устимович; А.Г. Лукашев –надворный советник, товарищ городского головы; члены Управы: купец Н.В. Гладков –почетный гражданин г. Курска; купец А.П. Медведев, коллежский асессор Р.Я. Троянов. Курская городская дума нового состава начала работу 9 марта 1871 г.

Структура городской управы была утверждена 7 мая 1871 г. в составе четырех отделений:

1) хозяйственного – из двух членов, двух помощников и одного стола;

2) распорядительного – в составе старшего члена управы, двух помощников и двух столов;

3) счетного – из одного члена, двух помощников и одного стола;

4) особого – из одного члена, одного помощника и одного стола.

Таким образом, в соответствии с Городовым положением 1870 г. в губернском Курске была учреждена система органов самоуправления: дума, рассматривавшая вопросы городского хозяйства, управа – исполнительный орган думы и Курское губернское по городским делам присутствие для контроля за работой городской думы и управы.

Интересные факты:

1. Коллежский асессор Устимович Прокопий Андрианович

был избран первым городским головой Курска 7 января 1871 г.

В ходе очередных выборов, на 1875–1878 гг., городским головой был избран

потомственный почетный гражданин, купец I-й гильдии Курска, Алексей Васильевич Тихонов. После двукратных повторных выборов на

1883−1886 гг. новым городским головой избрали Сапунова Петра Петровича, купца I-й гильдии. Он же был избран и на новый срок до 1897 г. Городским головой в конце века избирались Григорий Иванович Лавров и

Георгий Александрович Новосильцев −купцы I-й гильдии, а Аркадий Васильевич Алехин городским головой Курска избирался трижды в 1897−1905 гг. Все они входили в состав Губернского по земским и городским делам присутствия.

2.Новые органы городского общественного управления образовывались и

в уездных городах. Так, на имя курского губернатора в 1872 г. было получено высочайшее повеление «касательно введения в действие Городового Положения 1970 г. в городах Старом Осколе и Судже и открытия новых городских дум и управ в городах Дмитриев, Льгов и Белгород, Обоянь». Выборы проходили по той же схеме, что и в Курске: получение разрешения, составление  и утверждение списков избирателей, проведение выборов по разрядам, утверждение губернатором их результатов, избрание городского головы, членов управы, уездного предводителя дворянства. Так новая Рыльская городская дума провела выборы городского головы и членов

управы 21 февраля 1874 г. Городским головой был избран уездный предводитель дворянства И.С. Коротнев( не смотря на жалобу прежнего  головы Каменева), членами городской управы – почетные граждане

А.А. Петренков и В.В. Боев .Отличительной чертой Курской губернии было неодновременное введение городских дум и управ. Т ак, в Судже органы самоуправления ввели 8 ноября 1871 г. во Льгове – в 1873 г., в Обояни – в 1875 г. В заштатных городах, мало отличающихся от сельской округи, вводилось упрощенное самоуправление: периодически созываемое городское собрание и выборы городского старосты, наделенного исполнительной властью .

3.Наряду с общими органами городского самоуправления в городских центрах

функционировали корпоративные сословные органы самоуправления – купеческие, мещанские и ремесленные собрания и управы. (в Белгороде в 1873 г. была «открыта мещанская управа»  , в городах Старый Оскол и Путивль существовало управление мещанского старосты «для заведования делами мещанского общества», в городах Курске, Обояни и Рыльске, помимо мещанских управ, действовали и ремесленные управы . Мещанские, купеческие  и ремесленные управы, которые занимались выдачей паспортов, сбором сведений о малолетних рабочих, не всегда соблюдали требования закона, иногда проявляли небрежность в исполнении своих обязанностей . Губернаторская ревизия 1885 г. показала, что Путивльское управление мещанского старосты проводило свои собрания без разрешения губернатора. Участники собрания не оповещались повестками, а созывались сторожем, который, по поручению старосты, ходил по домам и оповещал о сходке. Общественные приговоры мещанским старостой не подписывались и не предоставлялись на утверждение губернатору .А по делам Белгородской мещанской управы замечено, что ею не производилась оплата за содержание и пользование членов мещанского общества в иногородних больницах.

Если проанализировать приговоры купеческого и  мещанского обществ, то можно  увидеть следующие городские и корпоративные должности:

Депутаты о поверке городских сумм , сборщики казенных податей , окладчики , присяжные заседатели , базарные старосты , разводчики ,смотрители за выгонными землями ,  смотрители для надзора за караульными от пожара .

Не всегда удавалось созвать купеческие и мещанские собрания для выборов на городские должности удавалось не всегда, имели место случаи отказа от обязанностей выборных должностей или перекладывания обязанностей с одного лица на другое.

Таким образом, новые органы городского общественного управления во второй половине 1870-х гг. были образованы во всех городах Курской губернии. В таком виде самоуправление просуществовало до 1892 г., когда было введено новое «Городское Положение 11 июня 1892 г.», по которому структура и функции органов самоуправления были в основном сохранены. Но коренным образом менялся характер отношений между администрацией и органами самоуправления, усиливалась опека над ними, их самостоятельность фактически сводилась на нет. Каждое действие городских дум находилось под контролем администрации. Городской голова обязан был представлять губернатору и списки вопросов, планируемых к рассмотрению на заседании думы, и копии всех ее постановлений.

Управы получают новый статус, право осуществлять полномочия городских дум. Фактически исполнительная власть попадает в полную зависимость

от административной. Городовым положением предусматривались две формы общественного управления: в полном объеме и в упрощенном виде. Форма самоуправления определялась такими характеристиками: финансовым состоянием городов, численностью населения, преимущественным характером занятий населения, уровнем развития торговли и промышленности. По инструкции МВД упрощенное управление следовало ввести в городах: Льгове, Новом Осколе, Тиму, Мирополье, Хотмыжске и Богатом.  Это означало, что взамен думы созывалось собрание городских уполномоченных в количестве 12–15 человек, которых избирал сход местных домохозяев из числа лиц, владеющих недвижимым имуществом,

оцениваемым не менее чем в 100 рублей. Собранию уполномоченных рекомендовалось по усмотрению губернатора избирать городского старосту, в зависимости от наличия средств, с одним или двумя помощниками .

Упрощенные общественные управления утрачивали право участвовать

в издании «обязательных постановлений», составлять и изменять планы городов, осуществлять надзор за производством торговли. Кроме того, на городского старосту возлагалось исполнение обязанностей мещанского старосты.

Подводя итог, отметим, что с принятием Городового положения 16 июня 1870 г. в городах Курской губернии учреждалась новая структура органов самоуправления: в губернском городе по городским делам – присутствие, городская дума и управа. В уездных городских поселениях – только городские думы и управы, в заштатных городах – собрание уполномоченных и городской староста с помощниками.

СИСТЕМА ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСКОЙ ГУБЕРНИЕЙ С 70-Х ГГ. XIX ВЕКА

Административный статус Органы управления
Губернский Курск Учреждения под главенством губернатора
Региональные органы министерств
Губернские земские учреждения
Органы городского самоуправления
Уездные городские центры Службы прямого подчинения губернатору
Уездные подразделения министерского подчинения
Структуры земского управления
Органы городского самоуправления
Заштатные города Волостные правления
Органы городского самоуправления

 Соотнесите  статусы городов, используя признак классификации «численность населения» с указанием численности ( менее 5 тысяч жителей; от 5 до 20 тысяч жителей; от 20 до 100 тысяч жителей; более 100 тысяч жителей)

Статус города Численность населения
Малый
Средний
Большой
Крупный

2.Выберите из предложенных функции городской думы:

1) установление городских сборов и налогов;

 2) сложение недоимок по городским сборам;

3)оставление проектов городских смет;

4) взимание и расходование городских сборов;

5) принятие  мер по охранению народного здравия;

3.Назовите имя первого всесословного головы города Курска:

1) Сапунов П.П.

2) Новосильцев Г.А.

3) Устимович П.А.


Презентация

Скачать


Ссылка на тематические ресурсы

ru.wikipedia.orgУстимович, Прокопий Адрианович;
dzen.rua/X282j2OyXQTNlAZ4;
vk.comwall-34396408_1786

Умный поиск поможет найти актуальную информацию

  • Наши рекомендации

    Наши рекомендации

    Наши рекомендации
  • Природа

    Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края

    Путешествовать
  • Архитектура

    История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве

    Знать
  • Музеи

    Патриотическое воспитание, краеведение и память предков

    Помнить
  • Святыни

    Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами

    Верить
  • Памятники

    Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти

    Посетить
  • Традиции

    Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения

    Соблюдать