Наши рекомендации
Наши рекомендации
Юдина Ирина Геннадьевна
Так сложилось, что Курск стал перекрёстком важнейших торговых путей страны. Дороги с запада на восток и с севера на юг пересекались именно здесь. Развитие железных дорог в России в XIX веке не только сохранило этот статус, но и укрепило его. Станция и товарные склады давали работу сотням людей, а промышленные предприятия строились в Курске именно с учётом удобной транспортной доступности. Поэтому значимость события для губернии переоценить сложно. В представленном материале рассказывается о причинах, этапах строительства железных дорог через город Курск и регион, их значении для развития края. С опорой на документы, конкретные интересные факты показана сложность строительства железных дорог практически вручную, наталкиваясь на сопротивление собственников земли и построек. Вы познакомитесь с судьбами людей, преданных своему делу, внесших огромный вклад в развитие железнодорожного строительства П.П. Мельниковым, Н.Е. Ададуровым, Э.К. Левенштерном, узнаете, почему в Курске было два железнодорожных вокзала.
Железнодорожный транспорт в Курской области сегодня является одной из важнейших составляющих частей транспортной системы региона. На территории области находится 65 железнодорожных станций, железнодорожная сеть региона представлена транзитными железнодорожными магистралями Москва — Курск — Харьков, Москва — Касторное — Луганск, Воронеж — Конотоп — Киев и другими железнодорожными линиями. По густоте железных дорог Курская область занимает одно из первых мест в России.. Крупнейшие железнодорожные узлы области — Курск, Льгов, Касторное.. Железнодорожные линии общего пользования на территории области относятся к Московской и Юго-Восточной железным дорогам.
Но так было не всегда. Начало железнодорожному строительству в регионе положили реформы Александра 2. Они позволили стране сделать дальнейшие важные шаги по развитию буржуазного общества, капитализации ее экономики. Пореформенное развитие Курского края во многом определялось строительством железных дорог, связавших российскую «глубинку» с крупными политическими и торгово-промышленными центрами России. Строительство железных дорог в Курской губернии в 60 — 90-х годах XIX века было обусловлено рядом важных причин. Этому прежде всего способствовало географическое расположение губернии — в центре Европейской России, развитие нарождающейся сахарной промышленности. Еще одной причиной была необходимость транспортного сообщения с Донбассом, где быстрыми темпами развивалась угольная база империи.
21 мая 1864 года император Александр II подписал указ о строительстве железной дороги от Москвы до Орла. 26 мая 1864 года главноуправляющий путями сообщения П. П. Мельников получил распоряжение от императора Александра II начать строительство железнодорожной магистрали на казенные деньги. Уже в июле строители приступили к возведению железнодорожного полотна на участке Москва — Тула. В течение 1866-1868 годов железнодорожная магистраль от Москвы до Курска была практически построена. Руководил строительством В. С. Селичев.
7 сентября 1868 года в Курск прибыл первый поезд, а 30 сентября император Александр II, возвращаясь из Крыма, проехал в экипаже по курским улицам Херсонской и Московской, спустился по улице Ямская гора в пригородную слободу и по шоссе подъехал к еще временному вокзалу. Пассажирский перрон к этому моменту уже был построен. В половине восьмого вечернего часа царь сел в вагон и специальным поездом отправился в Москву.
Большой сложностью при строительстве железной дороги являлся выкуп земли, по которой должно было пролечь дорожное полотно. И помещики, и крестьяне не хотели продавать земельные участки, так как железная дорога их разрезала, и чтобы перебраться из одной части в другую, приходилось ездить в объезд. Не смотря на высокую, в несколько раз дороже рыночной стоимости, плату за землю под будущую дорогу часто писались жалобы правительству. Малоземельные крестьяне из той местности, по которой пролегала дорога, были заняты на сооружении полотна. Рабочий день длился 12 часов, труд был тяжелым, главными инструментами были заступ, лом, носилки и тачка.
В разгар строительства Московско-Курской железной дороги Харьковское губернское земство стало ходатайствовать перед правительством о продлении железной дороги от Курска до Харькова. Эту инициативу поддержал местный губернатор, и в марте 1867 года губернская управа отправила из Харькова в Санкт-Петербург делегацию с проектом концессии на строительство дороги, в котором оговаривались условия сбора капитала, состав акционерного общества, права земства и так далее. Уже в начале марта 1868 года харьковским городским головой В.Шатуновым была получена телеграмма из столицы: «Состоялось Высочайшее повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути».
В мае 1868 года работы начались одновременно по всему участку пути — как от Курска к Белгороду, так и от Белгорода к Харькову. Уже 13 мая 1869 года прошел первый пробный поезд из Курска в уездный Белгород, а 22 мая- из Белгорода до Харькова. В июне МПС была принята Курско- Харьковская железная дорога, а к концу года вступила в строй железная дорога от Харькова до Ростова.
В конце 60-х годов XIX века из курской Ямской слободы на запад была проложена третья стальная магистраль — Курско-Киевская. Строилась она акционерным обществом Курско-Киевской железной дороги, учредителями которого стали князь С. А. Долгоруков, К. Ф. фон Мекк, П. Г. Дервиз. В ноябре 1868 года по магистрали стали ходить поезда.
Некоторое время спустя акционерное общество решило продлить Курско-Киевскую железную дорогу на восток до Воронежа .На ее строительство было нанято 1500 землекопов. В 1894 году новая дорога была состыкована в пригородной Ямской слободе с так называемой Киевской линией, и с июня 1895 года она стала называться Московско-Киево-Воронежской железной дорогой. Правление ее находилось в Москве, а управление расположилось в Курске. В самом начале ХХ века для него построили здание на Авраамовской улице (ныне Добролюбова), в нем сейчас корпуса для технических служб и жилые дома для служащих. В 1894 г. было начато строительство Льговско-Брянской железной дороги в 98 верст. Большинство уездных городов получило железнодорожное сообщение, кроме Фатежа, Тима, Путивля и Корочи, кстати, так и оставшиеся без него. По размерам торговых оборотов Курск оказался тогда на 9-м месте в Европейской России.
Ямская слобода в конце XIX века стала мощным железнодорожным узлом. По Курской губернии пролегла к тому времени густая сеть железных дорог протяженностью в 1287 верст. С созданием в Ямской слободе железнодорожного узла сформировался отряд его рабочих и служащих. Значительная часть их состояла из разорившихся или безземельных, безлошадных крестьян. На «железке» они находили себе работу в качестве стрелочников, путевых обходчиков, ремонтных рабочих, рассыльных, сторожей и т. п.
Так сложилось, что Курск был перекрёстком важнейших торговых путей страны. Дороги с запада на восток и с севера на юг пересекались именно здесь. Развитие железных дорог в России в XIX веке не только сохранило этот статус, но и укрепило его. Станция и товарные склады давали работу сотням людей, а промышленные предприятия строились в Курске именно с учётом удобной транспортной доступности. Поэтому значимость события для губернии переоценить сложно.
Интересные факты:
В 1869 году был открыт «большой» Ямской вокзал, обслуживающий сразу три железнодорожных ветки: Москвско — Курскую, Курско — Киевскую и Курско — Харьковско — Азовскую. Этот вокзал находился в Ямской слободе, в трех милях от города. Здание было построено по проекту Эдуарда Карловича Левенштерна. (mke.su›doc/LEVENShTERN.html) Архитектор был родом из Санкт-Петербурга, но несколько лет работал в Курске и оставил богатое творческо-строительное наследство. . Показательно, что кирпич для строительства нашего первого вокзала поставляли именно курские купцы-заводчики Ветровы (из Ямской слободы) и Ишунины (владельцы кирпичных заводов на улице Хуторской).
Между прочим, вначале здание железнодорожных станций называлось в России «Пассажирский дом». Привычное для всех сегодня слово «вокзал» вошло в обиход позднее. Железнодорожная станция в нашем городе долгое время называлась «Ямская». Дело в том, что Курск был одним из немногих, в котором существовало внутригородское железнодорожное сообщение.
На заре появления российских железных дорог новые станции для ускорения и удешевления их строительства располагали в отдалении от населенных пунктов. Так, например, в 1860-х годах строилась Московско-Курская дорога. Первым на этой линии услышал паровозный гудок Подольск. Здесь рельсы проложили всего за версту от города. Следующим был Серпухов, где пути оказались в двух с половиной верстах. У Тулы стальная колея пролегла также вне городской черты, близ Кузнецкой слободы. Уездный городок Чернь получил рельсы в пяти верстах от своих улиц. А вот Орел оказался всего-то в полутора верстах от станции. Не стал исключением и Курск, конечный пункт Московско-Курской дороги того времени. Здесь, на 502-й версте от столицы, вблизи оживленного торгового села, что раскинулось на пригородных землях Ямской слободы, и было решено поставить солидный вокзал. Легенда гласит, что для составления проекта и проведения необходимых работ строители затребовали 10 тысяч рублей. Отцы города якобы на это ответили так: «Кому надо приехать, тот, где ни поставь вокзал, все равно приедет» и… отказали в деньгах. Вот линию и провели в стороне. По топографии 1868 года «пассажирский дом» отстроили в трех верстах от Курска. Сегодня город разросся, и вокзал стоит в его черте. А тогда проблема связи с железной дорогой была весьма непростой.
Буквально через несколько лет после открытия новой дороги Курск стал солидным транспортным узлом, количество пассажиров и встречающих-провожающих на вокзале резко возросло. Извозчики стали брать по 75 копеек за перевоз до города с каждой персоны. Деньги по тем временам немалые. Поэтому губернатору посыпались жалобы. В этой обстановке летом 1872 года курские власти приняли решение о постройке железнодорожной ветви от вокзала Московско-Курской линии в центр города и устройстве там городского вокзала и при нем товарной станции. Начались переговоры с МПС о проекте ветви, стоимости работ и отчуждении земли в черте города. Самую активную роль здесь сыграл курский городской голова, коллежский асессор П.А.Устимович.(ru.wikipedia.org›…Устимович,_Прокопий_Адрианович)Автором проекта был инженер Н.Е. Ададуров. Под строительство предполагалось освободить сразу три городских квартала, расположенных между Мучной площадью у Херсонской улицы и Богдановским мостом, вдоль дороги, что шла под горою мимо мужской гимназии, дворянского собрания и т.д. Это направление было признано специалистами наилучшим. Всю землю предполагалось передать дороге безвозмездно. Переговоры с МПС, МВД, местными жителями, усадьбы которых пришлось сносить(цены на которые владельцы установили «чрезмерные и до странности высокие») , продолжались до 1874 года. Решено было выпустить заем до 200 тысяч рублей, взимать сборы на постройку со всех прибывающих в Курск и отправлявшихся из него товаров по 1/8 копейки с пуда, с пассажирского груза по 1/4 копейки и с пассажирских билетов от 5 до 10 копеек серебром в зависимости от класса проезда.
К строительству приступили только летом 1874 года. Суды и тяжбы с владельцами частных построек тормозили работу. Только 6 июня 1878 года «Курские губернские ведомости» опубликовали долгожданные строки: «2-го сего июня, после торжественного молебствования на Красной площади (в Курске своя Красная площадь) была открыта ярмарка. Этому предшествовало открытие в этот же день правильного движения по железнодорожной соединительной ветви от Курской станции железной дороги до города Курска». ». Проезд по ней стоил 15 копеек в 1-м классе и 6 копеек — в 3-м. Построенную линию «Ст. Курск-Город» завершал солидный кирпичный, с башенками и флагштоком, вокзал.
Тестовые задания для самопроверки:
1.Выберите причины строительства железных дорог через курскую губернию:
А) бурный рост промышленности
Б) выход региона к морю
В) развитие сахарной промышленности
Г) географическое положение губернии
Д)необходимость транспортного сообщения с Донбассом- центром угольной промышленности
2.Верны ли следующие утверждения:
А)первый поезд прошел через Курск 30 сентября 1868 года
Б) железнодорожный путь из Ямской слободы в город длиной в 6 верст строился 4 года
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
неверны оба суждения
3.Выберите верный ответ:
Какая из трех железных дорог проходила через Курск?
А) Московско- Нижегородская
Б)Курско- Харьковско- Азовская
В) Николаевская
Презентация
Скачать
Видео
Фото
Ссылка на тематические ресурсы
gudok.ru›zdr/175/?ID=638081
brazovanie-gid.ru›pereskazy1/zhd…kursk-istoriya…
ru.wikipedia.org›Железнодорожный транспорт в Курской области
http://old-kursk.ru›events/st160304.html
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения