Наши рекомендации
Наши рекомендации
Юдина Ирина Геннадьевна
Острейшим вопросом российской внутренней политики первой половины XIX в. был крестьянский вопрос, то есть проблемы отмены крепостного права. Александр 1, Николай1 пытались разрешить его, но недовольство помещиков- дворян вынудило правительство отказаться от форсирования в решении этого вопроса. Александр II был поставлен перед фактом невозможности игнорирования болезненной проблемы- отмены крепостного права. Проведенная реформа, несмотря на ее половинчатость и непоследовательность высвободила энергию 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных крестьян и 2 млн. удельных и дворцовых. Даже такая несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем безвозмездная передача крестьянам земли и попрание прав частной собственности. О том, как проводилась одна из величайших реформ Александра II вы узнаете из материалов, предложенных в статье.
Острейшим вопросом российской внутренней политики первой половины XIX в. был крестьянский вопрос, то есть проблемы отмены крепостного права. Первым пробным камнем в решении этого вопроса был указ Александра I «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю. Однако, столкнувшись с недовольством помещиков-дворян, правительство вынуждено было отказаться от форсирования в решении этого вопроса, хотя было издано запрещение ссылать крепостных в Сибирь без суда. Крестьянскую проблему пытался разрешить и Николай I. В его царствование было издано более 100 указов и законов о крестьянстве, действовало 9 секретных комитетов, пытавшихся улучшить положение крестьянства. Однако существенных результатов политика правительства Николая I не принесла, натолкнувшись на глухое сопротивление поместного дворянства. Во второй половине XIX в. перед правительством Александра стояла болезненная проблема — отмена крепостного права. Невозможно было более игнорировать неестественное правовое положение 35% подданных империи, невозможно было мириться с хозяйственным неблагополучием помещичьих имений и обнищанием частновладельческих крестьян. Эти негативные явления все ощутимее влияли на состояние финансов государства, его армии и влияния на ход мировой политики. Слабость российской государственности стала еще более очевидной после поражения в Крымской войне. К нравственным и экономическим причинам проведения крестьянской реформы побуждал и страх перед возможными социальными волнениями.
Условия Крестьянской реформы 1861 г. были достаточно тяжелыми для крестьян. Отмена крепостного права не означала исчезновения феодализма. Речь шла только о модернизации, о наделении гражданскими правами помещичьих крестьян, о переводе их в статус государственных. По условиям реформы крестьяне получили наделы земли, меньшие, чем до реформы, выкупные платежи за землю превышали стоимость земли. Увеличился размер оброка в Курской губернии, где крестьянство составляло накануне реформы 1861 г. 90% населения, проведение реформы столкнулось как с сопротивлением крестьян, так и помещиков. Уже в ходе подготовки проектов реформы председатель губернской комиссии, крупный помещик А. Скарятин, предлагал определить крестьянский надел в 1 десятину. В целом размер надела по губернии не превышал 2 десятин на одну мужскую душу . К тому же, кроме основных итоговых документов — царского Манифеста и Положений о крестьянах, существовало Местное положение, где определялись и размер надела, и повинности крестьян данной губернии. По нему курские помещики отрезали у крестьян 22% земли, оставив им худшие по качеству земли. Только помещик А. Скарятин отрезал у своих крестьян более 37% земли.
Пользуясь Местным положением, многие помещики переводили своих крепостных на положение дворовых, так как они получали личную свободу только спустя 2 года после реформы 1861 г. и их можно было не наделять землей. По Курской губернии 14% крестьян не получили земельные наделы. Земельные наделы представлялись крестьянам не в частную собственность, а в «постоянное пользование», за что крестьяне должны были нести повинности перед помещиком и государством, пока не выкупят свою же землю.
Выкупные платежи во много раз превышали стоимость земли. Так, десятина земли в Курской губернии накануне реформы стоила 26 руб. 12 коп., в 1863-1872 гг. — 40 руб. 42 коп., а выкупная цена земли составляла 54 руб. 50 коп., а то и 66 руб. 34 Выкупная операция растягивалась на 49 лет, обеспечивая существование помещичьего хозяйства. При этом путь к свободному фермерскому развитию перекрывался сохранением как помещичьего землевладения, так и сельской общины. Крестьяне, ожидавшие более радикальных перемен, сопротивлялись проведению реформы, отказывались подписывать Уставные грамоты, которых к 1863 году в Курской губернии было подписано только 17% Уставных грамот.
Реформа предотвратила массовые волнения крестьян, не дала возможности разгореться новой пугачевщине, но предотвратить локальные выступления крестьян она не смогла. Уже с весны 1861 г. крестьяне слободы Михайловка Дмитриевского уезда отказались нести повинности своему помещику графу Шереметьеву.Помещик Устимович просил мировой съезд удалить из села Вознесенского Обоянского уезда крестьянина Михаилу Лихачева, так как он вел агитацию против реформы 1861 г. Весной-летом 1862 г. крестьяне сел Крупец Путивльского уезда, Плаксино Курского уезда, слободы Космодемьянской Корочанского уезда отказались подписать Уставные грамоты. С 9 час. утра до 6 час. вечера уговаривали власти крестьян слободы Ольшанка Новооскольского уезда принять Уставную грамоту на землю. Толпу крестьян в 1,5 тыс. человек, вооруженных кольями и кирпичами, удалось усмирить только с помощью эскадрона гусар.
В 1886 г. в Курском крае из общего количества частновладельческой земли помещикам принадлежало 78% (849500 десятин), купцам, мещанам, духовенству и разночинцам — 10,2% (113176 дес.), крестьянам — 11,8% (129390 дес.). Вместе с тем в 1882 г. 213 сельских общин имели до 20% безлошадных крестьян, в 114 общинах безлошадные крестьяне составляли от 20 до 43%, а в 33 общинах безлошадных насчитывалось более 40%. До 1881 г. 44% крестьян губернии считались временно обязанными, то есть несли повинности не только государственные, но и помещичьи. Барщина в селах Курской губернии составляла до 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Удовлетворительный урожай хлеба отмечался в 1891 г. только в 5 уездах: Путивльском, Рыльском, Дмитриевском, Льговском и, частью, в Фатежском. В остальных же 10 уездах, особенно в Старо- и Новооскольском и Тимском, отмечен полный неурожай как хлеба, так и овощей. Главными причинами неурожаев курский губернатор отмечал в отчете — первобытную обработку земли сохой, слабость сельскохозяйственного инвентаря, ухудшение пород лошадей и скота.
Безземелье и неурожайные годы вынуждали крестьян искать лучшей доли на стороне, переселяясь на земли Сибири, Алтая, Казахстана. Из уездов Курской губернии крестьяне переселялись в Томскую, Тобольскую и другие губернии Сибири. Так, в 1888 г. 39162 крестьянина подали заявление на переселение, получили от властей разрешение на переселение — 18593 чел., переселились 6092, а вернулись обратно — 1765 чел.
Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь Курского края, как и по всей России, определялась положением крестьянства. К началу XX в.2,4 млн. крестьянских дворов России уже не имели своих наделов и поставляли рабочую силу в города, помещикам или кулакам. 3/4 земли находилось в ведении общин. Вместе с тем, активно шли и процессы расслоения деревни на бедняков, середняков и кулаков. По участию в аренде земли и ее покупке крестьяне вышли на 3-е место после купцов и мещан.
Несмотря на половинчатость и трудности при проведении, крестьянская реформа 1861 г. высвободила энергию 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных крестьян и 2 млн. удельных и дворцовых. Даже такая несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем безвозмездная передача крестьянам земли и попрание прав частной собственности. Для России выбор такого пути грозил бы разрушением основ государственности и откатом страны далеко назад от принципов правового государства.
В ходе проведения буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. изменилась и структура местного управления. Согласно земской реформе в губерниях и уездах создавались органы местного самоуправления — земства и городские Думы, которые взяли на себя решение вопросов народного образования, здравоохранения, благотворительности. Занимаясь устройством земских больниц и начальных школ, приютами, тюрьмами и дорожным строительством, помощью населению в неурожайные годы, земские деятели постепенно оказывали все большее влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь России. Земские учреждения оказывали существенное влияние и на жизнь в Курской губернии( об этом подробнее говорится в теме « Организация местного самоуправления в пореформенное время».
Задания:
Задание 1. Составить табл./ схему «Великие реформы Александра II», используя РМ:
№ п/п | Наименование реформы | Год |
— | ||
— | ||
— | ||
— | ||
— | ||
— | ||
— |
Задание 2. О чем идет речь?
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!… (Н. А. Некрасов.)
Задание 3. Составить табицу «Послереформенное развитие С/Х в Курском крае»
Феод. отношения | Капитал.отношения в крестьянском хозяйстве. | |
Помещичье хозяйство | ||
Отработочная система | ||
Социальное расслоение в деревне | ||
«Кулацкие» хозяйства | ||
Подъем сельскохозяйственного производства |
Презентация
Скачать
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения