Наши рекомендации
Наши рекомендации
Котова Юлия Викторовна
Значительными событиями, оказавшими влияние на все сферы российской общественной жизни, явились отмена крепостного права в 1861-ом году и другие великие реформы Александра II. В 1864-ом году в Курске усилиями горожан был создан Общественный клуб, который носил всесословный характер. В Общественном клубе ставились любительские спектакли и устраивались музыкальные вечера. Благодаря деятельности Общественного клуба, искусство становится доступно не только дворянам, но и представителям других сословий российского общества.
Значительным событием в жизни Курской губернии 1860-х годов стало строительство железной дороги, в 1869-ом году был полностью готов участок Москва-Курск, благодаря чему наш город стал доступней для гастролирующих музыкантов.
Этот период заложил основы формирования национальной музыкальной школы.
В данном параграфе описывается развитие музыкальной жизни курского края XIX века и деятельность Аркадия Максимовича Абазы, который большой вклад в это внес
В последней трети XIX века Курск был полностью готов к приему гастролирующих музыкантов и предоставления площадок для местных коллективов, концерты тогда проводились на таких площадках, как Курский общественный клуб, зал Дворянского собрания, Лазаретный сад, Европейская гостиница, сад коммерческого собрания, сад купеческого собрания. В это время наш город посетили артисты не только из России, но и из-за рубежа, так в Курске выступили Рафаэль Махвиц и Ляров, Луиза Никита и Георг Либлинг, Иосиф Гофман, Осип Габрилович, Альма Фострем, Пабло де Сарасате, Лев Сирота, М. И. Долина, Л. С. Ауэр, С. В. Рахманинов и это далеко не полный перечень гастролировавших в нашем городе музыкантов.
В последние два десятилетия позапрошлого столетия в Курской губернии начинают функционировать постоянно действующие музыкальные объединения, в числе которых Курский музыкальный кружок и коллектив преподавателей и учащихся Музыкальных классов А. М. Абазы, музыкально-просветительской деятельностью также занимались члены Общественного клуба.
На рубеже XIX – ХХ веков распространение в Курской губернии получает духовная музыка, которая наряду с хоровым искусством являлась частью деятельности местных религиозных обществ, таких как Курское епархиальное братство преподобного Феодосия Печерского, Покровское церковно-приходское попечительство города Фатеж, Курское Знаменско-Богородицкое миссионерско-просветительское братство.
На рубеже веков активной была и концертная деятельность учебных заведений. Из учащихся гимназий и училищ организовывались хоры и оркестры, среди учеников были и те, кто на высоком уровне сольно играли на музыкальных инструментах.
Огромное значение для развития музыкальной культуры региона имело создание музыкальных образовательных учреждений. К таковым на рубеже XIX – ХХ веков относились музыкальные классы А.М. Абазы, бесплатные хоровые курсы А.М. Абазы, Музыкальные классы Курского музыкального кружка, Вокальные классы Аркадьевой, которые в 1915-ом году были переименованы в Музыкальную школу, Музыкальные классы Императорского русского музыкального общества. Например, Музыкальный кружок П.А. Щуровского имел четкую программу своей деятельности, направленную на популяризацию классической музыки: организация выступлений профессионалов, занятия музыкой, организация концертов любителей. И нужно сказать, что курская интеллигенция владела музыкой профессионально. Можно назвать такие имена, как В.М. Попов (служащий банка), В.В. Ястремский (врач). Последний даже совершенствовался у Вержбиловича и достиг большого исполнительского мастерства в игре на. виолончели. Работа музыкального кружка отмечалась в прессе («Курские губернские ведомости» № 187 за 1895 год, № 220 за 1896 год, № 90 за 1890 год). И в последующие годы курская пресса освещала деятельность кружка, отдавая должное его руководителю — П.А. Щуровскому. Всё это свидетельствовало о популярности музыки в Курской губернии.
Благодаря высокому уровню развития музыкальной культуры в Курске появился такой известный композитор как Аркадий Максимович Абаза – автор известных романсов, в числе которых «Утро туманное», «То не ветер ветку клонит» и других.
Аркадий Максимович Абаза родился в 1848 году в деревне Куриловка Суджанского уезда в небогатой дворянской семье.
Родители поощряли увлечение сына к музыке: он оканчивает Харьковское музыкальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу фортепиано.
В 1877 году он открывает в Сумах музыкальную школу, а уже в 1881 году его приглашают в Курск. На протяжении всей жизни в городе Курске, Абаза заведует классами Русского музыкального общества, преподает музыку в общеобразовательных школах.
A.M. Абаза принимал в свои классы всех желающих учиться музыке. Структура классов напоминала консерваторскую: класс пения, класс фортепиано, класс струнных инструментов, класс теории музыки. Он стремился подобрать преподавателей, которые разделяли его точку зрения на принципы музыкального образования.
Аркадий Максимович также занимался композицией. Им написано более двадцати романсов и тридцати фортепианных пьес. Среди романсов такие, как: «То не ветер ветку клонит», «Не скажу никому», «Так и рвется душа», «Песня старика», «Погубили меня твои черные глаза», «Утро туманное».
Умер Аркадий Максимович 3 (16) января 1915 года и был похоронен на Херсонском кладбище в Курске.
12 ноября 2017 года на улице Радищева, 40 в память о нем была открыта мемориальная доска.
Презентация
Видео
Фото
Ссылка на тематические ресурсы
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения