Наши рекомендации
Наши рекомендации
Алексеев Евгений Алексеевич
История Знаменского собора, Ильинского, Сергиево-Казанского и Ахтырского храмов.
Возникновение Знаменского монастыря связано с героической обороной города Курска в 1612 году от нашествия польско-литовских интервентов под командованием гетмана Жолковского. Курск был захвачен и разорен, только крепость с ее защитниками стояла неприступно. Согласно преданию, куряне дали обет в память этого события построить монастырь во имя спасительницы – иконы Знамения Богородицы Курской Коренной, находившейся в то время в царских палатах в Москве.
В 1613 г., избранный на царство Михаил Федорович Романов повелел рядом с новой церковью «монастырь огородить и двор устроить». Затем сооружена ещё одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек. Первым настоятелем монастыря стал игумен Иосиф, переведённый в Курск из Коренной пустыни.
К 1615 г. строительство монастыря завершилось и его стали именовать Рождественский. В 1618 г. в монастырь, поставлена икона Знамения Пресвятой Богородицы, возвращённая из Москвы. С этого времени монастырь начал быстро расти и сделался главой курских монастырей, получив наименование большого монастыря. К нему были причислены Троицкий и Божедомский курские монастыри и подчинены Коренная и Ильпиновская пустыни.
В 1631 г. почти все монастырские постройки сгорели во время пожара вызванного ударом молнии, а остальные были разорены воинами князя Иеремии Вишневецкого в январе 1634 г. Во время этого набега поляки также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри. Большой ущерб потерпел монастырь и во время татарских набегов 1643 г., когда в «вотчинах его крестьянские жилища разорили без остатка, на гумнах в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли и потравили», крестьян монастырских пропало 239 человек, не считая женщин и детей.
В 1649 г., по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. После возведения каменной церкви во имя Знамения Божьей Матери монастырь стал называться Знаменским. В течение нескольких последующих лет построены Богоявленская и Петропавловская церкви и братские кельи. В 1764 г. из ведения Знаменского монастыря исключена Коренная пустынь, а Ильпиновская упразднена совсем. 14 июня 1787 г. Знаменский монастырь посетила проезжавшая через Курск императрица Екатерина II. Был отслужен благодарственный молебен, по окончанию которого августейшая путешественница распорядилась раздать духовенству крупные денежные суммы.
Возведенная по приказу Алексея Михайловича каменная церковь простояла в центре Курска почти полтора столетия. Осенью 1814 года принято решение «построить вместо старой новую соборную церковь лучшей архитектуры и вместительней настоящей». Летом 1815 г. проект был уже готов. 16 августа 1815 г., после получения официального распоряжения, архиепископ Неоктист приказал вынести все церковное имущество, а разрушающуюся церковь разобрать. Строительство собора продолжалось 10 лет. Руководил им архимандрит Знаменского монастыря Палладий (Белевцев), бывший в миру артиллерийским офицером. Первое богослужение в новом храме состоялось 13 января 1826 г. В этот день через Курск проследовал сопровождаемый воинским эскортом гроб с останками умершего в Таганроге Александра 1. В поспешно освященном соборе над телом покойного императора была отслужена панихида. Храм числился в первой десятке самых больших в России. Главный алтарь вмещал сотню духовенства, на хорах 500 человек, в самом храме более 5 тыс. богомольцев.
«Самым значительным сооружением эпохи ампира является грандиозный, построенный в ознаменование победы в войне 1812 г. Знаменский собор Знаменского монастыря в Курске (1816–1826, строитель — архим. Коренной пустыни Палладий (Белевцев), архитектурный надзор — курский губернский архитектор П. К. Шмит). Изначально это был центричный кубический 5-главый собор с монументальным тамбурным куполом (пролет 18 м), с 4 малыми куполами над башенками колоколен, с полукруглой апсидой и 3 фронтонными коринфскими портиками. В 1826 г. с запада пристроили длинную трапезную с 2 симметричными колокольнями по образцу Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (в советское время утрачены, в конце XX века одна воссоздана, но не на прежнем месте, а у северного фасада трапезной). В результате собор стал сильно напоминать Андреевский собор в Кронштадте (1806-1817, архит. А. Д. Захаров, не сохранился), к чему, вероятно, стремились его создатели».
Яковлев А.Н. Архитектурное наследие [Курской и Рыльской епархии]
28 сентября 1832 г. указом императора Николая I резиденция Курского архиепископа из Белгорода перенесена в Знаменский монастырь. В 1851 г. к корпусу храма пристроена Крестовая церковь во имя трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1875 г. во дворе монастыря, за зданием собора выстроена, а в 1876 г. освящена, Воскресенская церковь. 1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, Знаменский монастырь посетил император Николай II. 22 ноября 1914 г. Николай II вновь посетил монастырь, когда следовал в Кавказскую армию. После Октябрьской революции (1917), пришедшие к власти большевики специальным декретом от 20 января 1918 г. отделили церковь от государства, лишив её юридических прав. Имущество храмов объявлено народным достоянием. 25 августа 1919 г. был заключен договор между Курским Городским Советом Рабочих и Красно-Армейских депутатов и группой граждан г. Курска. Прихожанам в «бессрочное, бесплатное пользование» передавалось три храма, расположенных на территории Знаменского мужского монастыря: каменный, одноэтажный четырехпрестольный Большой Знаменский собор; примыкающая к архиерейскому дому однопрестольная Крестовая Трехсвятительская церковь и двухпрестольный храм Воскресения Христова.
В 1923 г. решением Советской власти Знаменский монастырь закрыт. 2 ноября 1926 г. Курский горсовет принимает решение о передаче Курскому краеведческому музею территорию, обнесённую каменным забором монастырской усадьбы общей площадью 6176,94 м.2 Весной 1928 г. флигель окончательно закрепили за военными. Но последняя точка в борьбе за братский корпус была поставлена в августе 1928 г., после образования Центрально- Черноземной области, штаб корпуса был переведен в г. Воронеж, а занимаемое им здание передано краеведческому музею. Община верующих владела Знаменским собором до 1932 года.
Вскоре Знаменский приход ликвидировали, и Курский горсовет решил устроить в храме 3-й звуковой кинотеатр. В процессе переделки собор значительно изменил свой внешний облик, так как в 1935 г. были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни. 23 сентября 1937 г. сезон был открыт фильмом «Петр I». В честь праздновавшейся в 1937 г. ХХ годовщины Великой Октябрьской социалистической революции новый кинотеатр получил название «Октябрь». Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в период немецкой оккупации, гитлеровцы сожгли кинотеатр, чем нанесли большой ущерб зданию храма Знаменского монастыря. Но здание не было заброшено. Сначала там располагался склад мясных и молочных продуктов, затем размещался лагерь для военнопленных, а в ноябре 1945 г. все постройки Знаменского монастыря были переданы для вывезенного из Германии завода низковольтной электроаппаратуры. Новые владельцы устроили в центральной части бывшего собора склад оборудования, в трапезной разместили штамповочный цех, а в помещении с южной стороны — цех пластмасс. Еще один цех размещался в подвале Воскресенской церкви. В двух башнях монастырской ограды устроили склады для сена и угля. Расположенный рядом с собором архиерейский дом остался в ведении Курского областного краеведческого музея. Новые хозяева, несмотря на требования инспекции по охране памятников архитектуры, не уделяли должного внимания состоянию собора; а в 1948 г. вообще отказались от него. Курский Облисполкомом передал полуразрушенное здание Управлению по делам кинофикации для устройства в нем кинотеатра. Восстановлен кинотеатр лишь в 1956 г. (проект С. И. Федорова). В 1956 г. восстановленный в соответствии с проектом архитекторов С.И. Федорова и Л.А. Литошенко кинотеатр «Октябрь» принял первых зрителей.
«Исходя из центрической композиции здания, я предлагал решить фойе в виде круглого торжественного колонного зала в 2 этажа с кессонированным купольным перекрытием, опирающимся на 12 свободно стоящих колонн коринфского ордера. Широкие открытые лестницы охватывают фойе с двух сторон за колоннами и ведут на антресоль перед зрительным залом 2-го этажа. Зрительный зал 1-го этажа (красный) был запроектирован с 2 рядами колонн, несущих мощное межэтажное перекрытие с кессонированным потолком, а зал 2-го этажа (зеленый) — с подвесным потолком, украшенным световым плафоном в виде громадного эллипса. В восточной части здания на 2-м этаже предусматривался еще зал заседаний для проведения различных мероприятий с работниками кинофикации. Пространство светового барабана над круглым фойе предлагалось использовать под диораму Курской битвы. Все предложения, кроме диорамы, были осуществлены».
Воспоминания архитектора С. И. Федорова о проектных решениях по приспособлению бывшего Знаменского собора под кинотеатр «Октябрь»
В 1992 г. здание бывшего Знаменского собора передано Русской Православной церкви. В 1999 г. Курская епархия начала работы по перестройке храма по проекту курского архитектора Виктора Семенихина. 23 апреля 2000 г. на восстановленные малые купола Знаменского кафедрального собора были подняты и укреплены золотые маковки и кресты. 16 ноября 2000 года митрополит Курский и Рыльский Ювеналий освятил главный престол Знаменского кафедрального собора. Осенью 2001 года с внешней стороны трапезной пристроена северная колокольня. К началу июля 2004 года были завершены основные реставрационные работы.
В здании Дома архиерея сейчас располагается Курский областной краеведческий музей. 15 января 2013 года после проведения божественной литургии и чина погребения в Знаменском кафедральном соборе в ограде Знаменского монастыря был захоронен схимитрополит Ювеналий.
Воскресенско-Ильинский храм
История возникновения Воскресенско-Ильинского храма (г. Курск, ул. Ленина,11) восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как «убогий дом». Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно — безродные и не имевшие крова, «убогие», внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. В общих могилах погребались утопленники, удавленники, лица, убитые молнией, казненные преступники. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «убожедомскими» или «божедомскими».
Именно тогда, в 1619 году, нищелюбивый инок Корниил Брагин дал «вклад по записи» в тогдашнюю Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Посвящен он был святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу Содержание обители обеспечивала слободка, находившаяся по обе стороны Московской дороги. Будучи приписанным к Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, Божедомский со временем «влился» в состав первого, который с 1649 года стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. Среди прихожан этого храма был юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский. Здесь же ранее венчались его родители Исидор и Агафия. В 1760 году здесь же отпевали его отца, который был похоронен в ограде храма. Вскоре тщанием жертвователей прихода вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году.
Со сломом в 1788 году Воскресенского собора у Знаменского монастыря Ильинский храм получил еще один престол, став главным храмом города (до 1833 года). Поэтому он имел еще второе название – Воскресенский градский собор. Когда в 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь стала кафедральным собором, Ильинский храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.
До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне Ленина) и Троицкого переулка (ныне Бебеля). На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX века занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже — банка «Соединенного». Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А.И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучалось тогда 82 мальчика и 35 девочек. Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 году капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тысяч рублей. Тогда же сделана и новая внутренняя роспись храма, которую выполнил, как явствует из надписи на стене, «придворный поставщик Н. Я. Епанечников» по эскизам известного русского художника В. М. Васнецова.
После революции Воскресенский собор лишился собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов. После закрытия в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Тогда же сломали и верхний ярус колокольни. Когда в 50-е годы стали строить здание Дома книги, снесли шатровую колокольню и церковный дом. Храм оказался за Домом книги и продолжал использоваться, как склад. Во время войны здание серьезно не пострадало.
В январе 1995 года Ильинская церковь вновь открыла свои двери для прихожан. Но и новая эпоха уже успела наложить негативный отпечаток на здание. Так, в ходе «ремонта» храма осенью 1997 года неизвестно с какой целью потребовалось горе-реставраторам срубить старинные оконные наличники с южной и частично восточной сторон здания.
Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века. Построенный в стиле елизаветинского барокко, собор представляет собой одноглавый двухэтажный каменный храм с разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков.
До постройки современного храма здесь стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, первое документальное упоминание о которой относится к 1718 г. В 1751 году во время пожара она сгорела до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях Казанскую икону Божией Матери неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 г. закладку храма.
Имя архитектора собора не установлено, по всей видимости, проект был подготовлен кем-то из учеников Бартоломео Растрелли. Средства на постройку храма собраны среди прихожан. Одним из основных дарителей был курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком же стал владелец нескольких небольших заводов по производству кирпича в пригороде Курска Исидор Иванович Мошнин, после смерти которого в 1762 г. обязанности по подряду приняла на себя его жена – Агафья Фатеевна. Под её надзором в 1778 г. строительство храма было завершено.
14 июня 1787 г. Сергиево-Казанский храм посетила императрица Екатерина II, следовавшая через Курск из Крыма в Москву. В 1833 г., в связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, храм получил статус кафедрального собора. По утверждённому в 1859 г. проекту были перестроены ворота и каменная ограда. В 1861 г. Сергиево-Казанский собор посетил император Александр II. 1 сентября 1902 г. Сергиево-Казанский собор посетил император Николай II, прибывший в Курск для участия в крупномасштабных военных манёврах. В соборе Николай II осмотрел заинтересовавший его резной позолоченный иконостас, а также выставленные для обозрения знамёна курских дружин, принимавших участие в обороне Севастополя во время Крымской войны. В начале XX века проведена реставрация собора, для чего в Курск был командирован архитектор и реставратор Ф.Ф. Горностаев.
С 1934 по 1942 гг. собор был закрыт, в здании располагались Областная картинная галерея и художественная студия, а также антирелигиозный музей. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался, а храмы собора были переосвящены: верхний – во имя Преподобного Сергия Радонежского, нижний – в честь Казанской иконы Божией Матери. Очередной капитальный ремонт здания завершён в сентябре 1956 г. В верхнем храме выполнен ремонт резного деревянного иконостаса с восстановлением его позолоты и реставрацией церковной живописи.
В 2004 г., к 250-летия со дня рождения Серафима Саровского, на территории собора по проекту архитекторов Валерия Михайлова и Александра Гамова построена водосвятная часовня в честь преподобного Серафима. В это же время у стены собора, на том месте, куда упал с деревянных лесов семилетний Прохор Мошнин (преподобный Серафим Саровский), установлена, подаренная Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, сень. В 2010 г. – полностью обновлён иконостас предела Серафима Саровского в нижнем храме.
Храм Ахтырской иконы Божией Матери
По некоторым данным год строительства деревянного храма, предположительно 1736 г. Время строительства каменного храма не известно. Архивные ведомости за 1916 г. указывают 1760 г. Храм каменный, двуглавый, однопрестольный в честь Успения Божией Матери, но в народе его называли «За приказами». Храм стоял на окраине плотно застраивающегося города (за Московскими воротами) и изначально был кладбищенским. В 1872 году с правой стороны пристраивается придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери, а в 1899 году с левой стороны пристраивается придел в честь свт. Григория Акрагантийского. При этом храм был обновлен и расширен по проекту курского архитектора Слесарева: понижен уровень кровли, изменены фасады и количество куполов, храм становится двенадцатиглавым.
В июне 1934 года Ахтырский храм был закрыт и отдан под общежитие медицинского института. С 1937 по 1950-е годы здесь размещался матрасный цех, где трудились незрячие инвалиды из артели «Вторая пятилетка». В 50-е годы храм был разрушен. Разобраны колокольня и купола, изменены фасады, надстроен второй этаж, сделано множество перегородок. В «обновленном» здании размещался склад медицинской техники ОАО «Медтехника», просуществовавший здесь до 1997 года.
Церковь была возвращена верующим в 1997 г. Храм имел удручающий вид, в некоторых местах протекала кровля, в самом здании не было отопления. В подвальном помещении были оборудованы парилка и бассейн, вода от которого сливалась под полы подвала из-за чего сырость и грибок на стенах. В алтарной части находился бетонный лестничный марш на второй этаж.
Вначале богослужения проводились на втором этаже в маленькой комнате, которую возможно было отопить электрическими приборами. В 1999 г. отреставрирован правый придел, в честь Ахтырской иконы Божией Матери, убраны кирпичные перегородки, лестничный марш, установлены полы и временный иконостас, здесь начались богослужения. В 2004 г. усилиями прихода подведен газ, установлены газовые котлы и отопление здания храма. В 2006 г. за счет федерального финансирования по программе «Культура России 2006-2011 гг.» был оформлен проект воссоздания храма в первозданном виде.
В 2007 г. снесен второй этаж (советской постройки), а 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2010 г. за счет денег прихода началось строительство колокольни (каменная кладка), которая была закончена в начале 2011 г. В 2011 г. установлен свод главного купола и продолжена каменная кладка четверика. К началу 2012 г. снаружи храм приобретает первозданный, благолепный вид. Ввысь устремилась двадцатиметровая колокольня, которая должна быть увенчана десятиметровым шпилем с золотым куполом и крестом. Возведены барабаны под купола, которых должно быть тринадцать.
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения