21. Курское старообрядчество


Публикацию разместил: Ехенов АЛ

Колесникова

Тема: Курское старообрядчество

Самой распространенной формой церковного протеста в Российской империи было старообрядчество. В курских пределах это движение начало свое формирование уже в 50-е гг. XVII столетия, когда известия о никоновских церковных реформах пришли на южные окраины Московского государства. Курско-белгородские земли считались в то время российским порубежьем. С юго-востока к ним примыкали неосвоенные территории, так называемое Дикое поле, откуда часто совершали набеги татары. Контроль властей здесь был еще довольно слаб, зато сами жители края издревле отличались свободолюбием и независимостью. Неудивительно, что вскоре после начала никоновских нововведений у «старой веры» оказалось довольно много сторонников на территории будущей Белгородской епархии (официально созданной в 1667 г.). Кроме того, с конца 1660-х годов сюда стали переселяться «ревнители старины» из центральных и западных районов государства — Московской, Тульской, Орловской, Смоленской земель, искавшие прибежища от начинавшихся религиозных преследований.

Одним из таких переселенцев стал известный русский подвижник Иов, впоследствии прозванный Льговским. По выражению В.Г. Дружинина, Иов «представлял из себя тип древнего отшельника, стремившегося провести остаток дней своих спокойно, в вере отцов». Вскоре после начала церковных реформ (приблизительно в 1658 году) Иов вместе с учениками решает уйти на окраины государства и, облюбовав земли у берегов Сейма, на месте старинного города Ольгова, создает здесь старообрядческий монастырь. Местное население смотрело на создателей обители как на праведников, «держателей благочестивой старины», а потому монастырь быстро вырос и стал духовным центром округи. Появилась подмонастырная слобода с многочисленным населением; в самой обители на смену деревянной церкви пришла каменная (просуществовавшая, кстати, до 1932 г.). Были воздвигнуты мощные укрепления, способные защитить окрестных жителей от врагов.

В Российском государственном архиве древних актов сохранился план монастыря и его описание: «монастырь, который имеет вокруг каменную стену, с двух сторон (восточной и западной) ограничен натуральными оврагами, с полуденной (южной) — крутою горой, а с северной стороны ровным и немного гористым местом. С одной стороны имеются два входа. В монастыре соединенная с оградой стоит церковь каменная».

В 1667 г. монастырь выдержал осаду татар, в 1672 г. — защитил беглых крестьян-старообрядцев, поселившихся вблизи его стен, от присланной из Москвы воинской команды. Все это означало, что в курских пределах появилась крепкая цитадель староверия.

Как следует из архивных документов, верными «старой вере» остались десятки сел и деревень к северу от Курска (впоследствии они будут отнесены к Курскому, Фатежскому и Щигровскому уездам), а также несколько крестьянских поселений близ Корочи. Приверженность к древнему православию в большом количестве проявили жители Рыльска, в том числе и некоторые иноки знаменитого Николаевского мужского монастыря (некоторым из них будет суждено сыграть значительную роль в истории старообрядчества, об этом — ниже). «Сильно умножились» старообрядцы в Путивле — это видно из речи царя Федора Алексеевича на церковном Соборе 1681 г.

В 1683 г. старообрядчество стало заметным явлением в жизни г. Курска. В это время стрелецкие полки, служившие во время войны с Турцией в Малороссии, должны были возвращаться в Москву. Однако оказалось, что среди стрельцов много староверов. Не желая пускать таковых в столицу, правительство распорядилось поселить их в Севске и Курске (по 600 человек в каждый город), выслав туда же и семьи этих стрельцов. С тех пор затускарная часть Курска, где поселили «раскольников», стала центром «старой веры» в городе. Там начали устраиваться молитвенные дома, а некоторое время даже существовала настоящая церковь (недалеко от Очакова, на пути к Солянке), где хранились книги начала XVII в. Неподалеку располагалось и старообрядческое кладбище.

Впрочем, курско-белгородские земли недолго оставались надежным прибежищем для «ревнителей старины». После церковных соборов 1666-1667 гг., предавших «старую веру» анафеме, правительственные преследования старообрядцев усилились, дойдя и до окраин государства. В первую очередь власти обращали внимание на духовных вождей старообрядчества, а потому уже в 1674 г. Иов Льговский вместе с ближайшими учениками был вынужден покинуть свою обитель и уйти на Дон. В последующие десятилетия ухудшилось положение и рядовых староверов — особенно тяжело стало после указов царевны Софьи 1685 г, вводивших наказания кнутом, ссылки и даже смертную казнь для упорствующих «раскольников».

Неудивительно, что в конце XVII века часть местных староверов покинула пределы края. Их судьба оказалась связана с Ветковской колонией, ставшей важнейшим духовным центром русского старообрядчества. Находясь в пределах Польского государства, на реке Сож (на территории нынешней Гомельской области Белоруссии), она была вне досягаемости московских властей, а потому уже в начале 1690-х гг. стала местом сосредоточения старообрядцев из разных областей Российского государства. Польские помещики охотно принимали беглецов, тем самым способствуя росту колонии. В начале XVIII века здесь насчитывалось до 40 тыс. жителей, имелось множество церквей и часовен. Кроме того, множество староверов сосредоточилось в прилегающих к Ветке с российской стороны слободах Черниговской губернии (называемых обычно Стародубьем). Сейчас, конечно, невозможно установить точное количество курян, ушедших туда, однако стоит отметить, что современные лингвистические исследования (сопоставление ветковских говоров с русскими континентальными) свидетельствуют, что большая часть предков современных ветковцев — выходцы из курской земли

О значительной роли курян в жизни колонии отчасти свидетельствует положение священников — выходцев из края. Так, в начале 1690-х гг. религиозную жизнь Ветки возглавлял священноинок Иоасаф, преемник Иова, выходец из Льговского старообрядческого монастыря. После его смерти туда в 1695 г. перебрался Феодосий, настоятель церкви Василия Великого рыльского Никольского монастыря. При Феодосии Ветка стала главным центром поповщинского (т. е. приемлющего священство) старообрядчества, а сам он — признанным главой половцев всей России. Видную роль в колонии играл и его брат Александр, также перебравшийся из Рыльска. Кроме них в источниках среди ветковских священнослужителей упоминается ещё и имя Макария Курского.

Вплоть до середины XVIII в. Ветка привлекала все новых переселенцев «вольною и святою жизнью»

 

 

 

Литература:

Апанасенок А.В. Религиозные диссиденты в российской провинции: очерки истории духовных движений Курской губернии в конце XVIII — начале XX века. Очерк 3. В борьбе за «древнее благочестие»: курское старообрядчество. Москва, 2016.

Религиозные диссиденты в российской провинции: очерки истории духовных движений Курской губернии в конце XVIII — начале XX века (znanium.com)

 

 

Умный поиск поможет найти актуальную информацию

  • Наши рекомендации

    Наши рекомендации

    Наши рекомендации
  • Природа

    Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края

    Путешествовать
  • Архитектура

    История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве

    Знать
  • Музеи

    Патриотическое воспитание, краеведение и память предков

    Помнить
  • Святыни

    Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами

    Верить
  • Памятники

    Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти

    Посетить
  • Традиции

    Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения

    Соблюдать