23. Пешком по административному центру губернии


Публикацию разместил: Ехенов АЛ

Юдина Ирина Геннадьевна

Описание

В первой половине XIX века в экономической, политической и культурной жизни страны усиливается роль городов, что являлось одним из признаков развития капиталистического уклада.   В XIX веке Курск был спокойным провинциальным губернским городом. По социальной составляющей в городе по-прежнему преобладали купцы и мещане, но уже наметилась тенденция на снижение количества купцов, и значительный рост мещан, в число которых влились все однодворцы. Наблюдался рост городского дворянства и представителей православного духовенства. Как и во все времена, ощутимый вклад в экономику города привносила торговля. С 1812 года, действовал Гостиный двор на Красной площади. Но кроме него были и другие гостиные дворы или ряды (до четырех единиц), в том числе так называемый Хрустальный, где торговали изделиями из стекла и хрусталя. Большим спросом пользовалась торговля с рук на улицах города. Рост населения вызвал и рост количества зданий. Если в 1838 году в городе было 2000 зданий, то в 1862 – 2799, в том числе 537 каменных; их строили для себя не только дворяне, но и богатые купцы.  Но самое главное, что строительство не прекращалось ни на год, строились общественные и частные дома.  В городе уже появились первые общежития, гостиницы с номерами для проживания, постоялые дворы, где можно было снимать комнаты для временного жилья, и прибыльные дома,  строились (перестраивались) или достраивались церкви или покои священников. О населении города, его занятиях, наиболее важных и значимых объектах вы узнаете из материалов темы «Пешком по административному центру губернии».

Материалы для педагога

В первой половине XIX века в экономической, политической и культурной жизни страны усиливается роль городов, что являлось одним из признаков развития капиталистического уклада.   В XIX веке Курск был спокойным провинциальным губернским городом. Во внешнем облике его сохранилось много старого, но появились новые признаки, свидетельствующие о развитии капитализма. Стали все больше дымить трубы промышленных предприятий. В 1827 году даже появилось специальное «Дело о переносе заведений, смрад и чад производящих, за черту города». Курскому полицмейстеру строжайше наказывалось следить за тем, чтобы в черте города не открывались подобные предприятия .

Остановимся на анализе разных сфер его бытия- социального, культурного, духовного, торгово- экономического, ремесленно- производственного и других.

Начнем, пожалуй, с населения. Согласно данным, в 1811 году в Курске числилось 23500 человек, в 1825 году – 15800, в 1833 – 20050, в 1840 – 30469, в 1847 – 24776 и в 1856 – 40771 человек. А историк Л.А. Медведская, ведя речь о населении Курска в 1859 году, сообщает о 34202 жителях (18016 мужчин и 16186 женщин). Тенденция роста населения бесспорна, но почему при этом существовала такая скачкообразность роста и падения количества жителей города – необъяснимо. То ли система переписи населения была разной (с включением или исключением пригородных слобод), то ли имело влияние прохождение города через полосы эпидемий холеры и прочих эпидемических напастей…
По социальной составляющей в городе по-прежнему преобладали купцы и мещане, но уже наметилась тенденция на снижение количества купцов, и значительный рост мещан, в число которых влились все однодворцы. Наблюдался рост городского дворянства и представителей православного духовенства. В Курске, как и в других городах страны, стал заметнее приток крестьян из деревень. Дворянство также начинало менять свои деревенские захолустья на город. Так, по данным Л.А. Медведской, в том же 1859 году в Курске проживало 1096 купцов (как мужчин, так и женщин), 23880 мещан (11631 мужчина и 12149 женщин), 290 потомственных и 952 личных дворянина, которые составляли подавляющее большинство чиновничьего аппарата города и губернии. Количество духовенства (с учетом монахов и монахинь двух монастырей) достигло 703 человек .

С ростом населения и городской инфраструктуры росла и его экономика, в основе которой на тот момент находились ремесленная деятельность горожан, промышленное развитие, торговля, земледелие, животноводство и птицеводство, а также некоторые другие факторы.
Ремесленники города, в отличие от прежних времен, по видам занятий были разделены на 4 разряда. В соответствии с таким распределением к 1-му относились хлебники, булочники, мясники, кондитеры и пряничники; ко 2-му – портные, модистки, шляпники, башмачники, сапожники, скорняки; к 3-ему – слесари, печники, столяры, медники, шорники, гребенщики, каретники, штукатуры, плотники, кузнецы, бондари, гончары, колесники; к 4-му – извозчики, коновалы, часовщики, цирюльники,, трубочисты, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы, резчики, фортепианщики и маляры.
Почему именно так прошло распределение профессий – трудно сказать, возможно, были спущены циркуляры свыше… У нас это любят. А уж если «свыше», то как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»…
При этом все ремесленники делились на мастеров, работников и учеников. В 1859 году в Курске значилось 2044 ремесленника, в том числе 498 мастеров, 844 рабочих и 702 ученика. Самыми оплачиваемыми, естественно, считались мастера, худо-бедно, но какой-то заработок имели рабочие (работники). А ученики трудились, как правило, за харчи да подзатыльники мастеров и хозяев.
В самом городе земледелием уже не занимались, но все это осуществлялось в его пригородных слободках, где не только традиционно занимались огородничеством и садоводством, но и животноводством, и птицеводством, и пчеловодством, и рыбной ловлей. А все полученное от этих видов деятельности (с учетом пропитания семейств) сбывалось на рынке или во время ярмарок.

Как и во все времена, ощутимый вклад в экономику города привносила торговля. С 1812 года, действовал Гостиный двор на Красной площади. Но кроме него были и другие гостиные дворы или ряды (до четырех единиц), в том числе так называемый Хрустальный, где торговали изделиями из стекла и хрусталя. Большим спросом пользовалась торговля с рук на улицах города. Появление железнодорожного сообщения (в 1868 г. одной из первых в России была построена железная дорога Москва — Курск) и внедрение в повседневную жизнь современных средств связи (телеграфная станция была открыта в 1858 г., а телефонная — в 1859 г.), внедрение в промышленность и торговлю иностранного капитала привело к изменению условий торговли курских купцов, появлению новых и потере некоторых старых видов торговли. Постепенно уходили в прошлое ярмарочные съезды и краморство. Крамарями называли мелких торговцев, разъезжавших на подводах по городам и селам Курской губернии и продававшим самые различные товары. Вместо них стали строиться крупные магазины, оптовые склады и т. д.
Курские купцы могли не ждать, как раньше, начала ярмарки: теперь они завязывали переговоры с московскими и другими купцами по почте или телеграфу и быстро перебрасывали свой товар по железной дороге («чугунке» — как тогда ее называли в народе).
Рост населения вызвал и рост количества зданий. Если в 1838 году в городе было 2000 зданий, то в 1862 – 2799, в том числе 537 каменных; их строили для себя не только дворяне, но и богатые купцы.  Но самое главное, что строительство не прекращалось ни на год, строились общественные и частные дома.  В городе уже появились первые общежития, гостиницы с номерами для проживания, постоялые дворы, где можно было снимать комнаты для временного жилья, и прибыльные дома,  строились (перестраивались) или достраивались церкви или покои священников.

Город  украшали 20 церквей, 8 харчевен, 16 магазинов и 545 лавок, 40 постоялых дворов и 11 гостиниц, 10 учебных заведений.
Курск и его окрестности приводили в XIX в. в восхищение путешественников. Большие здания, тонущие в зеленых садах, стройные колокольни и купола церквей, живописные холмы, опоясавшие Сейм, Тускарь и Кур, составляли панораму города. Путника, который  въезжал в город с севера со стороны г. Орла, встречали Московские ворота. Они были сооружены  в 1823 г. на средства курского дворянства и посвящены Александру I. Проехав всю Московскую улицу длиной в 2 версты, путник останавливался у дома полковницы Полторацкой, содержавшей гостиницу (ныне на этом месте гостиница «Центральная»). На Красной площади размещался двухэтажный Гостиный двор в виде двух квадратов и толкучий рынок. Рядом на средства купца Григорьева в 1836 г. была выстроена каменная галерея, площадь, обсаженная тополями. Здесь предполагалось соорудить бассейны и фонтаны. На другой стороне Красной площади в начале века находилось здание главной гауптвахты, а рядом, на самом красивом месте Курска, — дом генерал-губернатора (примерно, где ныне сад им. 1 Мая). Рядом над всем этим возвышался Знаменский собор, построенный в 1826 году, покои игумена с сделанными в 1853 году пристройками с севера и юга, величественным сооружением архиерейского дома. Рядом с собором находилось каменное здание присутственных мест, построенное еще в 1783 г. ( снесено в 1836 году). За ним вдоль обрыва был устроен бульвар, с правой стороны которого стояло здание Дворянского собрания (построено 1870-1890 гг.), ныне – Свиридовский центр. Далее путешественник попадал на Херсонскую улицу, завершавшуюся Херсонскими воротами, обновленными к приезду в город в 1836 г. императора Николая I. Заканчивался город кладбищем у Всехсвятской церкви (1816 г.) и городской заставой.

Самой красивой улицей города была Дворянская( ныне ул. Льва Толстого), более скромной, застроенной деревянными домами была Лазаретная улица (ныне Семеновская). На этой улице жил в свое время астроном-самоучка А.Ф. Семенов. Здесь находилось и двухэтажное здание городской больницы с церковью чудотворной иконы «Всех скорбящих радость». По Херсонской улице располагалось здание, именуемое у старожилов Курска «домом губернатора» (ул. Дзержинского, 70). Здесь с 1804 г. селились курские губернаторы, останавливались высокие особы. После 1917 года здесь располагался губернский комитет, в настоящее время медицинское учреждение. Украшением города были его храмы. В Стрелецкой слободе в 1814 г. был выстроен Никольский храм. В 1840 г. — Никитский храм (ныне по ул. К. Маркса). Храм Иоанна Богослова был построен в 1809 г. Лютеранская кирха во имя святых апостолов Петра и Павла находилась в XIX в. в перестроенном ныне здании облпрокуратуры (по ул. Ленина). Рядом стояла Благовещенская церковь (ныне на этом месте музыкальное училище). В здании по ул. Ленина, 55 в середине XIX в. находился общественный клуб, затем учительская семинария. К 100-летию ФА Семенова здесь в 1894 г. была устроена метеорологическая обсерватория, построена высокая башенка. Сейчас здание находится в ведении Курско-Белгородской епархии. В бывшем архиерейском доме постройки 1816-1826 гг. расположен ныне областной краеведческий музей. В здании Казенной палаты и губернского казначейства расположен ныне монтажный техникум по ул. Советской.

По дороге в Ямскую слободу было выстроено здание новой городской больницы на средства почетной гражданки города купчихи A.M. Гладковой (ныне больница им. Семашко). На площади у Московских ворот помещалась тюрьма.

Одним из первых городов России, где в 1896 г. городская управа заключила договор с бельгийской фирмой об устройстве в городе трамвая, был Курск. 30 апреля можно считать официальным днем рождения курского трамвая. Курск стал вторым после Нижнего Новгорода «трамвайным» городом Российской Империи. 18 апреля (по старому стилю) 1898 года «Курские губернские ведомости» написали о том, что в 11:30 на Красной площади был отслужен молебен по поводу открытия электрического трамвая, который начался крестным ходом из Знаменского монастыря при колокольном звоне всех церквей Курска.
С первых дней трамвай производил на горожан неизгладимое впечатление и стал главной достопримечательностью города. Куряне стали предпочитать всем видам развлечений катание на «ползучей змее». Трамваи были из металла, обшиты деревом, освещались керосиновыми лампами: одна внутри, вторая на буфере вагона. Если во время движения фонарь переставал светить, водитель останавливался, зажигал лампу и только потом ехал. Остановок в пути первоначально было 5, затем их количество увеличилось до 12. Проезд стоил 8 копеек, а половина маршрута- 5. Передняя и задняя площадки вагона были открытыми, а водителю всё рабочее время приходилось стоять. Поэтому кондукторами и водителями работали только мужчины. Скорость движения составляла около 12 километров в час. Для заезда на полугору по пути к Красной площади мощности не хватало — пассажирам приходилось выходить из салона, подниматься на холм пешком, а потом снова садиться в трамвай. Вагон был рассчитан на 48 мест: вдоль стен располагались деревянные лавки для сидения 24 пассажиров, ещё 10 человек могли стоять в вагоне, остальные 14 теснились на входных площадках.
В 1901 году благодаря контракту акционерного общества «Курский трамвай» с городской думой, в городе была налажена постоянная сеть электроосвещения для освещения домов в центре города и двух главных улиц- Московской и Херсонской,, а на берегу Тускари построили электростанцию мощностью в 603 киловатта.

Ранее, в 1874 г., при содействии Петербургского акционерного общества .В 1836 на улице 1-й Сергиевской (ныне М. Горького) было построено здание пожарной части с пожарной каланчой (наблюдательной башней). Такая же каланча находилась рядом с домом на углу улиц Гостиной и Флоровская (ныне Урицкого и Радищева), в котором размещался полицмейстер. А15 февраля 1900 года было образовано Курское пожарное Общество и принят его устав. Правление Общества находилось в доме на углу улиц Чистой (современной Кирова) и Фроловской (современной Радищева).

Что же касается развития светской культуры и социального обеспечения, то в городе действовал театр, типография, в которой с 1838 года издавались «Курские губернские ведомости» – бесценный источник сведений для краеведов многих поколений. Существовали больница на 100 коек, дом для умалишенных – на 60 коек, 14 больниц в уездах, в которых работали 333 врача (1833), роддом, странноприимный дом, аптека, прекрасный Лазаретный сад, частные библиотеки. В городе, кроме Курской классической мужской гимназии, было уже несколько училищ и приходских школ. В 30-е и 40-е годы в Курске были частные пансионы для девочек, которые открыли богатые дамы Билевич, Эбергард, Гейкин, Крамер, Елизавета Карлова. В 50-е годы действовал женский пансион Анны Даниловны Полетаевой.

Таким был Курск к началу нового XX века.

Задания

1.Проанализировав документы( Приложение 3), выполните задания:
— Выберите и зафиксируйте обязательства бельгийской фирмы  «Сименс и Гальске»;
— Укажите право городского управления и связанное с ним обязательство фирмы «Сименс и Гальске»;
— Определите, при каких условиях городская дума  одобрит и представит на утверждение правительства проекты на устройство постоянного электрического освещения в г. Курске;
— Найдите предложения  общества водоснабжения, акционеров в «Отказе выкупить городской водопровод у акционерного общества».

2.Выберите  из статьи и систематизируйте в таблицу материал о социальном составе города Курска


Фото


Презентация

Скачать


Ссылка на тематические ресурсы

http://old-kursk.ru/book/kursk_VIII/page043.html;
https://dddkursk.ru/number/1413/new/016522/;
https://sites.google.com/site/2015mamkin/home/kra/17;

Умный поиск поможет найти актуальную информацию

  • Наши рекомендации

    Наши рекомендации

    Наши рекомендации
  • Природа

    Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края

    Путешествовать
  • Архитектура

    История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве

    Знать
  • Музеи

    Патриотическое воспитание, краеведение и память предков

    Помнить
  • Святыни

    Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами

    Верить
  • Памятники

    Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти

    Посетить
  • Традиции

    Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения

    Соблюдать