Наши рекомендации
Наши рекомендации
Юдина Ирина Геннадьевна
Система управления в Российском государстве в ходе истории претерпевала большие изменения. В 1708 году Петр 1 разделил большую страну на 8 губерний, его наследники- на 20, а затем-50. В 1797 году была образована Курская губерния, складывалась система губернаторской власти, в которую время и воля правителей вносили изменения. О том, как управлялась Курская губерния, какие органы власти были при губернаторе, вы узнаете из материалов урока
В дореформенной России сохранилась в основном система административно-полицейских правительственных учреждений и сословных органов, созданная в 1775—1785 гг. Главой местной администрации являлся губернатор, который выполнял свои функции с помощью ряда административных учреждений. С созданием министерств губернаторы стали подчиняться Министерству внутренних дел, осуществляя связь с ним, а также с подчиненными учреждениями с помощью своих канцелярий. Для истории местной администрации дореформенной России характерны усиление власти губернаторов, рост их влияния на местные органы всех ведомств (осуществляемые иногда в форме так называемого«надзора» губернатора за учреждениями самых различных ведомств) и постепенное падение самостоятельности губернских правлений. Все эти процессы были закреплены в «Наказе губернаторам» 3 июня 1837 г., провозгласившем губернатора «хозяином губернии».
На умных и способных руководителей Курской губернии редко везло. По данным III Отделения императорской канцелярии, возглавляемой А.Х.Бенкендорфом, в конце 40-х годов только трое губернаторов в России из 46 не брали взяток: киевский — Писарев, очень богатый человек, таврический — Александр Муравьев, бывший декабрист, и ковенский — Радищев, сын А.Н.Радищева. Курские губернаторы в этот избранный список не входили. Тем отраднее вспомнить имя Владимира Ивановича Дена, курского губернатора с 1861 г. Человек честный и прямой, сторонник крутых мер в управлении, он отказался от «подношения» в 15 тыс. руб. от откупщиков, то есть взятки, которую ему предлагал председатель Казенной палаты И.Я. Телешов. Он лично занимался преследованием поддельного производства рома на подпольной фабрике, за что проезжавший через Курск министр финансов Княжевич сухо заметил, что губернатор подрывает винный откуп. Кстати, министр останавливался не в гостинице, а в доме председателя Казенной палаты.
К середине XIX века сложилась весьма сложная и запутанная система административного управления, а также отношение губернатора с различными учреждениями. Это вызвало чрезмерное развитие бюрократической переписки и привело к образованию канцелярии губернатора. Во главе ее стоял чиновник, назначаемый самим губернатором. По разрешению правительства из-за многочисленности дел в губернии ввели должность второго чиновника — вице-губернатора. Он назначался губернатором и, как правило, из уроженцев Курской губернии.
К началу 1860-х годов в губернском Курске функционировали 11 губернских учреждений, среди которых было губернское правление, состоящее из губернатора, двух советников и секретаря; палаты уголовных дел ,палаты гражданского суда, казенной палаты под руководством вице-губернатора; губернского прокурора, губернского стряпчего, губернского землемера, губернского стряпчего, губернского архитектора, совестного суда , приказа общественного призрения под управлением губернатора (с включением в его состав по одному заседателю от дворянства, купечества и поселян); врачебной управы в составе инспектора, оператора, акушера, писаря, старшей и младшей повивальных бабок.
Многие отрасли управления на местах находились в непосредственном подчинении центральных учреждений. Часть важных дел, которые ранее решались властью губернатора, отошли министерствам. Властные полномочия губернатора слабели, и он постепенно перешел от непосредственного подчинения Сенату в зависимость от МВД.
В конце XVIII—начале XIX веков во всех 15-ти уездных городах губернии были утверждены должности городничих. В 4-х городах — Курске, Белгороде, Обояни и Рыльске действовали городовые магистраты. В остальных городах учреждались ратуши, состоящие из бургомистра и двух ратманов. К примеру, в городе Судже ратуша была учреждена в 1796 году, в городах Фатеже и Щиграх — в 1800 году.
Реформы 1860-х годов произвели переворот в государственной и общественной жизни. В городах и в других населенных пунктах возникли независимые от губернатора новые учреждения. Уравнение прав всех сословий, отделение суда от администрации, расширение самостоятельности общества существенно повлияли на взаимоотношения администрации губернии и городов.
Произошло сокращение штатов и реорганизация губернской канцелярии и правления, образовались городские и земские органы самоуправления, должность губернатора потеряла свое первоначальное значение, особенно после принятия городового положения 16 июня 1870 года.
Губернатор как «блюститель неприкосновенности верховных прав самодержавия» производил общий надзор за деятельностью губернских учреждений гражданского ведомства и должностных чинов, проводил ревизию дел и установленный контроль «за скорым исполнением всех законных постановлений и требований» На него возлагалось наблюдение за «бездоимочным») поступлением всех сборов, податей и «осуществлением надзора за исправлением повинностей».
Губернатору, как представителю высшей правительственной власти на местах, вменялось в обязанность «принятие срочных мер к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для этого губернатору предоставлялись широкие полномочия: право закрывать собрания, запрещать органы печати, арестовывать, штрафовать и высылать в административном порядке подозреваемых в революционной деятельности лиц и т.п. Кроме того, губернатор являлся председателем различных комитетов и присутствий, в том числе попечительского комитета о тюрьмах, комитета общего здравия, оспенного комитета, попечительства детских приютов, статистического комитета, губернских по земским и городским делам, воинским повинностям присутствий. Губернатору предоставлялось право ревизии всех административных учреждений и должностных лиц гражданского ведомства, за исключением контрольных и таможенных, а также путей сообщения.
Губернатор получал от всех должностных лиц городских учреждений и обществ рапорты о состоянии дел в подведомственных им заведениях, которые затем подвергались проверке губернатором и назначенными им должностными лицами. Так, в 1878 году тщательно проверив пожарное хозяйство уездных присутственных мест губернии, губернатор нашел в тимской и щигровской городских управах «помещение для инструментов, — открытый навес,— самое дурное…» и рекомендовал городским думам предусмотреть вопрос о строительстве закрытого помещения «… в котором зимою не замерзала бы вода…»..
Таким образом, после 1870 года в городах Курской губернии, как и в целом по России, произошли крупные изменения в структуре провинциальной администрации и сложились новые, весьма непростые, взаимоотношения между субъектом государственной власти в лице губернатора и органами министерского, земского и городского подчинения.
Задания:
На основании изученного материала и тематических ресурсов заполните схему «Администрация Курской губернии»
Скачать
Умный поиск поможет найти актуальную информацию
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения