Наши рекомендации
Наши рекомендации
Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки – один из замечательных художественных музеев России. В ее фондах хранится живопись, скульптура и графика отечественных и зарубежных мастеров XVI-XXI веков, предметы народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XX столетий.
Картинная галерея имени Дейнеки Курска неоднократно участвовала в российских и зарубежных выставках в Санкт-Петербурге, Москве, США, Японии, Германии, Финляндии, Италии, Испании.
Особое место в собрании галереи занимают экспонаты известного отечественного художника А.А. Дейнеки, родившегося в Курске: графика, живопись, скульптура. Всего в фонде музея около 140 его работ.
Время работы: с 10 до 17.30
Выходной — понедельник,
Cан. день— последняя пятница месяца.
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85
Тел.: +7 (4712) 58-55-91
Александр Александрович Дейнека (1899–1969) – знаменитый советский живописец, график и скульптор, мастер-монументалист, профессор, академик.
Будущий художник родился 8 (20) мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего. С детства Александр рос целеустремлённым и трудолюбивым. Он рано почувствовал интерес к творчеству, особенно к графике, но родители мальчика были далеки от искусства и не разделяли увлечений сына. После того, как Александр в 1915 году отказался пойти по стопам отца, после года занятий бросил железнодорожное училище и отправился в Харьков, чтобы учиться рисовать, старший Дейнека перестал поддерживать сына материально.
Юность Александра Дейнеки пришлась на годы Первой мировой войны и революций. После февраля 1917 года занятия в Харьковском художественном училище прервались. Молодой художник добывал кусок хлеба, не отказываясь от любой работы, и активно участвовал в политической жизни. Он оформлял агитационные поезда, создавал декорации к спектаклям, служил учителем в женской гимназии и даже фотографом в уголовном розыске.
Встав на сторону большевиков, в годы Гражданской войны оборонял Курск от войск генерала Деникина, затем руководил местным отделением «Окон РОСТА». В 1919 году он возглавил художественную студию при губернском политуправлении. В армии талант Дейнеки заметили и помогли ему продолжить обучение в Москве. В 1920 году молодой художник поступил на полиграфическое отделение столичных Высших художественно-технических мастерских, где учился у выдающихся российских графиков В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. В эти же годы он познакомился с В.В. Маяковским.
Уже во время учёбы в Москве Александр Дейнека начал сотрудничать с несколькими журналами, поставляя для них иллюстрации, в том числе сатирические и карикатурные. В середине 1920-х – начале 1930-х гг. Дейнека активно участвовал в художественной и выставочной жизни столицы. Он вступил в несколько творческих объединений, в том числе Общество станковистов (1925–1927), где стал одним из руководителей, Ассоциацию художников-графиков при Доме печати (1926–1929), Объединение новых видов художественного труда «Октябрь» (1928–1930), Российскую ассоциацию пролетарских художников (1931–1932). В эти годы Дейнека часто обращался к исторической тематике – так, в 1928 году он создал знаменитое монументальное полотно «Оборона Петрограда», посвящённое революционным событиям.
Другой значимой темой произведений Дейнеки стал спорт. Художник сам был похож на своих героев-атлетов – он с детства увлекался бегом, гимнастикой, плаванием, волейболом и боксом. Спортивная тема оказалась крайне актуальной для советского искусства 1930-х гг.: пропаганда здорового образа жизни работала в том числе и с помощью соцреалистической живописи: творчество этих лет воспевало сильных, здоровых, крепких телом и духом людей, готовых к трудовым и спортивным свершениям и даже подвигам.
Знания Дейнеки о физических возможностях человеческого тела в совокупности с его талантом рисовальщика и монументального живописца помогли ему создать целую галерею образов спортсменов. Картины Дейнеки удивительно динамичны. С помощью неожиданных ракурсов, сложных поз и композиционных приёмов художник мастерски передавал движение, не изменяя при этом реалистичности. Спортсмены у Дейнеки воплощают собой идеал нового советского человека – здорового физически и духовно, позитивного, целеустремлённого, полного сил и энергии для строительства нового мира. В то же время Дейнека наследовал и вполне архаичной древнегреческой традиции, где телесная красота тесно связывалась с благородством и высокими моральными качествами.
Работы Дейнеки середины 1920-х – начала 1930-х гг. графичны и выразительны. Не случайно в эти годы он, помимо живописи, создал и множество агитационных плакатов, а также иллюстрировал детские книги. Особой тягой к графичности и плакатному стилю отличаются и его работы на общественно-политическую и историческую тематику.
В 1930-х гг. стиль картин Дейнеки поменялся, значительно расширился и набор тем. Теперь художник часто создавал тонкие, лиричные произведения: таковы его пейзажи, портреты и натюрморты, написанные после 1932 года. Знаменитая картина «Мать» отсылает зрителя к классическим живописным образам Мадонны с младенцем, но совершенно по-новому трактует их – через ракурс, композицию, лаконичность цветовой гаммы и особую эмоциональность. В этой нежной работе художнику удалось в индивидуальном образе передать универсальное содержание.
В этом же десятилетии Дейнека написал целую серию работ, посвящённых бурно развивающейся в Советском Союзе авиации и лётчикам. В этих произведениях порой сквозит романтическое настроение, очарованность художника идеей полёта («Будущие лётчики», 1937 год), а порой – чрезвычайное напряжение («Парашютист над морем», 1934 год).
Александр Дейнека стал одним из немногих советских художников, нашедших подлинное признание за рубежом – ему даже удалось совершить продолжительную поездку по Америке и Европе. В 1935 году его персональная выставка прошла в США, тогда же художник побывал во Франции и Италии. Заграничная командировка значительно обогатила творческий багаж Дейнеки, из путешествия он привёз множество пейзажей и городских зарисовок.
В годы Великой Отечественной войны на первый план в творчестве Дейнеки вновь вышла общественно-политическая тематика и, разумеется, военные сюжеты. Он создал множество плакатов для возрождённых с началом боевых действий «Окон ТАСС». Даже городские пейзажи художника стали драматичными и пугающими, без прикрас рисуя все тяготы и ужасы войны. Дейнека выезжал и на фронт, после чего рисовал мрачные рисунки.
Самым ярким произведением Дейнеки военного времени и, вероятно, самым известным вообще, стало написанное в 1942 году огромное, 2×4 метра, полотно «Оборона Севастополя». Полное драматизма, оно написано яркими, контрастными красками – под палящим июльским солнцем по белому мраморному крошеву поднимаются навстречу темно-серой массе врага в последнюю атаку моряки в белых форменках, а за ними спокойное и яркое синее море, горящее красное небо и жирный чёрный дым. Со временем «Оборона Севастополя» стала одной из самых знаковых картин на военную тематику в отечественном искусстве.
Одной из наиболее известных и одновременно противоречивых картин того времени считается также полотно «Сбитый ас», едва не уничтоженное цензурой за очевидный антивоенный пафос. Изображённый на нем сбитый немецкий лётчик неожиданно приобрёл, как и многие персонажи Дейнеки, черты универсальные, всеобщие. Это уже не поверженный враг, которого не жаль, а человек вообще, молодой, почти юный, стремительно летящий к земле, покрытой ржавым и острым железом, и пытающийся заслониться от неминуемой гибели.
После войны Дейнека вернулся к мирным сюжетам, а также увлёкся новым для себя искусством мозаики. По его эскизам были созданы мозаичные портреты великих учёных в фойе актового зала МГУ, масштабные мозаичные панно во Дворце съездов Московского Кремля, а также на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».
На протяжении всей жизни Александр Дейнека неутомимо передавал своё мастерство молодым поколениям советских художников. Более 30 лет он преподавал живопись в нескольких образовательных учреждениях Москвы: Высшем художественно-техническом институте (1928–1930 гг.), Московском полиграфическом институте (1930–1934 гг.), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1934–1946, 1957–1963 гг.), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945–1952 гг.), Московском архитектурном институте (1953–1957 гг.).
В 1947 году Академия художеств СССР присвоила Александру Дейнеке звание академика. С 1958 года он был членом президиума, с 1962 года – вице-президентом, с 1966 года – академиком-секретарём отделения декоративных искусств Академии художеств.
Александр Дейнека был женат дважды. С первой своей избранницей, Серафимой Ивановной Лычёвой (1912–1991), художник прожил вместе с 1934 по 1948 гг. Он часто рисовал жену, обладавшую привлекательной внешностью, воплощал её облик в скульптуре, неизменно подписывая произведения одними инициалами – «С.И.Л». Несмотря на отношения, длившиеся полтора десятка лет, этот брак никогда не заключался официально.
В 1959 году 60-летний Александр Дейнека женился официально, и вновь супруга оказалась гораздо моложе его. Елена Павловна Волкова (1921–2011) стала надёжной опорой стареющего художника, с которой тот прожил до конца дней. Она занималась организацией его выставок, старалась следить за стремительно ухудшающимся здоровьем мужа. Как и Серафима Лычёва, Елена Волкова была очень красивой женщиной, однако ей с портретами работы супруга не повезло. Оба брака Александра Дейнеки оказались бездетными.
Последнее десятилетие жизни художника оказалось для него очень сложным. С одной стороны, Дейнека оказался в зените славы и официального признания, с другой – это время оказалось для него периодом жёсткой борьбы с интригами в Академии художеств и большей частью безуспешных творческих поисков. Если к 1960 году это был крепкий, активный и полный сил мужчина, то спустя несколько лет он превратился в измученного старика с расшатанными нервами. Проблемы со здоровьем усугублялись алкоголем.
В начале июня 1969 года в Академии художеств открылась большая персональная выставка произведений Дейнеки, приуроченная к его 70-летию, а 10 июня вышел указ о присвоении ему высшего в стране звания Героя Социалистического труда. Однако к этому моменту художник уже лежал в больнице в тяжёлом состоянии, не узнавая близких. Смерть Александра Дейнеки наступила в ночь 12 июня 1969 года. Похороны художника прошли на Новодевичьем кладбище Москвы, где позднее вдова установила массивный памятник работы известного скульптора А.И. Рукавишникова.
Творческим направлением Дейнеки принято считать социалистический реализм. Однако в рамках этого направления художник никогда не ограничивал себя в выборе жанра или материала. Он чувствовал себя свободно и в книжной графике, и в искусстве плаката, и в масляной живописи. Из-под его руки выходили натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые сцены и монументальные исторические полотна, а также мозаики.
Все произведения Дейнеки проникнуты духом современной ему эпохи, её целями и идеалами. Без всякого преувеличения, он был живописным рупором советского общества, отражал его настроения, и в то же время сам творил эталонные образы. Зачастую именно Александра Дейнеку называют лицом советского изобразительного искусства 1920-х – 1950-х гг.
Известные работы Александра Дейнеки
Живопись и мозаики:
Наши рекомендации
Туристические маршруты, природные локации и богатая фауна любимого края
История Курского края, застывшая в архитектурных памятниках и зодчестве
Патриотическое воспитание, краеведение и память предков
Духовное воспитание, знакомства с храмами, монастырями и святыми местами
Выдающиеся земляки, история становления и места их памяти
Культурные традиции региона, кухня, обычаи и творческие достижения