Борис Петрович Дежкин
Публикацию разместила: Елена Жиленкова
Борис Петрович Дежкин (1914-1992 гг.)- советский режиссер-мультипликатор, художник-постановщик, художник и сценарист. Один из видных деятелей советской мультипликации. Заслуженный деятель искусств РСФСР
Борис Дежкин родился 19 августа 1914 года в Курске в семье почетного железнодорожника. После переезда семьи в Москву работал слесарем-инструментальщиком на шарикоподшипниковом заводе. Увлекался карикатурой. Прошёл обучение на курсах А. А. Радакова при журнале «Крокодил».
В 1934 году окончил курсы художественной мультипликации при Доме печати в Москве. В том же году начал работать в экспериментальной мультипликационной мастерской при ГУКФ под руководством Виктора Фёдоровича Смирнова, которая в 1936 году была преобразована в киностудию «Союзмультфильм».
Дебютировал как художник-мультипликатор в мультфильме «Лиса-Строитель», также работал как художник-постановщик. В 1937 году в качестве режиссёра поставил мультипликационный фильм «Привет героям!». До 1951 года сотрудничал с Геннадием Филипповым, с которым создал много совместных фильмов. Был популярен как мультипликатор; его чувство ритма, умение синхронизировать картинку с музыкой задавали планку всей советской индустрии и на многие годы определили стиль работы студии.
Сам Дёжкин, несмотря на выработанный уникальный почерк, обучался мультипликации по фильмам Уолта Диснея, чего не скрывал. Он покадрово перерисовывал целые сцены, чтобы потом изучить их. Сам размечал записанную на плёнку фонограмму. Мечтал экранизировать «Интродукцию и Рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса.
С началом войны, когда студия ещё не была эвакуирована из Москвы, бомба попала в дом Романа Давыдова, где тогда находилась семья Дёжкиных. Дёжкин накрыл телом жену. Осколком ему поразило левую половину лица и выбило один глаз. Он тяжело переживал эту утрату, к тому же обладал плохим зрением, передавшимся по наследству, рано начал слепнуть. Но это не помешало ему более 40 лет проработать в мультипликации.
В 1946 году снял свой первый мультфильм на спортивную тематику — «Тихая поляна». Со временем именно эта тематика стала основной в его творчестве.
С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме».
С 1960 года Борис Дёжкин самостоятельно работал в мультипликационном кино, выступая и как художник-постановщик своих фильмов и почти всегда разрабатывая персонажи: «Матч-реванш» (1968), «Метеор на ринге» (1970), «Футбольные звёзды» (1974). Выполненные им персонажи заметно выделялись на фоне работ других советских мультипликаторов: в частности, почти всегда они имели маленькие глаза в виде чёрных точек (иногда наоборот — крупные «обычные» глаза), нос «картошкой» и широкую улыбку с зубами напоказ, многие имели толстые брови; кроме того, они зачастую отличались довольно высокой скоростью движений и «танцующей» походкой. Дёжкин также снял и несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль», после чего Сергей Михалков запретил звать его для работы над следующими выпусками. Мечтал снять фильм на экологическую тему.
Умер 13 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище